Всероссийский фестиваль русской речи "Русское слово"
Фестивль русской речи Русское слово 2010
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?

Лучкин Сергей Алексеевич (Владимирская область)

О русской культуре замолвите слово…

Россия без каждого из нас обойтись может,
но никто из нас без неё не может обойтись;
горе тому, кто это думает,
двойное тому, кто действительно без неё обходится.
И.С. Тургенев

…И сразу вопрос: о какой русской культуре надо слово замолвить? О той, что знакома нам по произведениям русских классиков? Или о культуре советского периода? Или о той культуре, что усиленно формируется современным телевидением? А может, о культуре тех, у кого в каком-то документе стоит примечание «национальность — русский»? Или тех, кто родной страной, Родиной считал Россию (независимо от национальности «по паспорту») и все силы прилагал для её процветания и возвеличивания?

По всей видимости, под русской культурой нужно понимать общую культуру, присущую стране, которая во всём мире воспринималась как уникальное, особенное, непонятное образование, существовавшее и развивавшееся по иным, нежели в этом «всём» мире, законам.

Я бы, пожалуй, доопределил русскую культуру как культуру людей, осознававших, что они живут в великой стране — России, и своим трудом умножавших её славу и благополучие. Может, это определение и недостаточно полное, но мне нравится.

На мой взгляд, культура — это то, что мы есть, то, что о себе, как о народе, думаем. Это одна из сторон осознания своего места в Мире. Будет человек ощущать себя одним из элементов вселенной (сознательно ли, бессознательно), от которого зависит целостность всего Мироздания, — будет у него и то, что мы понимает под выражением «высокая общая культура». Если же нет — то и быть ему «кирпичиком», изъятие которого никак не скажется на устойчивости всей конструкции.

Прежде чем говорить какие-либо слова в пользу русской культуры, надо определить, почему это нужно делать? Почему и от чего русскую культуру нужно защищать?

Если необходимость в защите возникает, значит, она чем-то вызвана.

В данном случае ответ лежит на поверхности: защищать русскую культуру нужно от активного проникновения, даже можно сказать интервенции, в неё западной идеологии.

Конечно, если бы речь шла о соприкосновении культур, то ничего страшного и не было бы, но когда мы наблюдаем массовое подавление одной культуры другой, замену сложившихся морально-этических ценностей другими — тут надо противодействовать.

Вот нам говорят: «Европа — наш общий дом». Он нам нужен? У нас свой есть. Почему мы должны «интегрироваться» в дом соседа? Мы живём по-своему, он по-своему, мы ладим, не ссоримся — ну и прекрасно. Эта «интеграция» требует, чтобы я свою жизнь изменил и строил по чужим меркам. Но почему я должен её менять, ради чего или кого? Со своим уставом в чужой монастырь не ходят.

А ведь кому-то хочется… Хочется прийти в непонятный российский «монастырь» и переделать там всё на свой лад.

А чтобы перестройке никто не мешал (а ещё даже лучше — помогал переделывать), нужно поменять мировоззрение его обитателей.

Задачка тяжёлая, но, как показывает практика, решаемая.

Мировоззрение, в частности, выражается и через культуру. Изменение одного влечёт за собой изменение другого. Расшатывая устои, на которых покоится мироздание, можно его и обрушить. Потом расчистить место и построить новое — такое, какое хочется.

И здесь неоценимую помощь оказывает телевидение — идеальный инструмент расшатывания всевозможных устоев современного человека. Кто владеет телевидением — владеет миром.

Разрушать культуру можно начинать с умолчания о ней как таковой. Ничего о ней не говорить — нет её и не было (а там, если повезёт, и не станет. Только уже по-настоящему. Забудет её смотрящее в «голубой экран» население).

Дальше нужно отучить зрителя думать и рассуждать. Методов отучения много. Один из самых простых (после умолчания) — дать сразу нужное разъяснение (если ничего не говорить, то можно спровоцировать самостоятельное рассуждение), скрыть истину в потоке непонятных слов с непонятным значением.

Невежество — ночь ума, ночь безлунная и беззвёздная.
Цицерон

Однако простое решение не всегда самое эффективное. Можно взяться за более трудную задачу — ликвидировать некоторые понятия (или хотя бы максимально затруднить их понимание). Нет понятий — нет и мыслей о них.

Эту задачу можно решить, если соответствующие слова в языке народа, несущие смысловую нагрузку, заменить чужеродными наборами звуков (в идеале — вообще изъять родные слова. Знающие люди сразу вспомнят Оруэлла), разрушить языковые нормы (вот тут реклама старается), а через это — способность связно мыслить, рассуждать и делать выводы.

Нет слова — нет понятия. Нет понятия — нет мысли. Разрушение, упрощение языка однозначно приводят к оболваниванию человека. Слова выражают наши знания о мире. Чем их у человека меньше, тем проще им управлять.

Нельзя здесь не сказать и о мате, о допустимости которого убеждают нас некоторые личности (якобы это неотъемлемый колорит русского языка). В жизни и другая грязь есть — её тоже, значит, нужно по этой же причине принимать?

Мат нужно рассматривать как преступление — как уголовное преступление, совершаемое в языковой области (воровство, убийство, грабёж и т.д. совершаются в «физической» области). Более того, его можно трактовать как преступление против будущего. Язык — это инструмент познания прошлого и настоящего и формирования будущего. Каков инструмент — таково будет и будущее.

 

Гордиться славою своих предков
 не только можно, но и должно.
Не уважать оной
есть постыдное малодушие.
А.С. Пушкин

Если привить человеку чувство вины, стыда за что-нибудь — им проще управлять.

Одновременно с «неговорением» определённых слов прекращается и упоминание о славных событиях в истории народа, о достигнутых успехах, об исторических личностях, под руководством которых страна достигала успехов. На свет вытаскиваются и со всех сторон «анализируются» неудачи, промахи, проступки, естественно, руководства и лидеров страны. Что далеко ходить — большевики. Все знают, что большевики во время революции «расстреливали народ почём зря». Не все знают, что в действительности это случалось редко, и такие расстрелы наказывались Советской властью с примерной жестокостью. Те же большевики после революции, несмотря на скудость средств, голод и разруху, в весьма короткий срок ликвидировали беспризорничество как социальное явление. Миллионы беспризорных детей получили профессию, образование, из них вышло немало именитых людей. Об этой заслуге большевиков широко известно?

Народу всячески внушается, что в истории России светлых пятен не было, всё было плохо, и виноват в этом он сам: «Каждый народ достоин своего правителя!». А дальше — просто. Коль виноват — отвечай. Исправляйся. Правда, исправление должно осуществиться по сценарию, заданному извне, только тогда остальной мир (ну что уж тут скрывать — европейский и североамериканский) всё простит и примет в тёплые объятья. А потом ещё и шоколадку даст и по голове погладит, неразумных.

Уважение к минувшему — вот черта,
отличающая образованность от дикости.
А.С. Пушкин

Однако как бы нам ни «промывали» мозги с помощью чудес цивилизации, какие-то защитные бастионы всё равно остаются. Наверное, это родовая память, которая и питает культурные истоки, сопротивляется. «Не верь данайцам, дары приносящим», — говаривали троянцы, прощаясь со своим славным городом. Как бы нам в роли этих троянцев не оказаться…

Родовой памяти надо помочь. Нужно оживить её, вспомнить — или постараться узнать — свою историю, своих славных предков. Рецепт не нов. Не надо стремиться быть «Иванами, родства не помнящими». Говоря проще, нужно начать самостоятельно думать, вспоминать, анализировать... Восстановим память — восстановим и культуру. Это, правда, требует значительных усилий — уж очень глубоко проник в нас вирус западной цивилизации. К сожалению, на дядю рассчитывать не приходится — дядя тоже этим заражён. Линия фронта проходит у каждого в душе, и каждый решает сам, с кем ему по пути — с теми, кто не хочет жить «в этой стране», потому что в ней «невозможно стать личностью», или с теми, кто верит, что Россия — великая страна, и прикладывает все силы, чтобы эта вера стала реальностью.


В этом разделе: