Всероссийский фестиваль русской речи "Русское слово"
Фестивль русской речи Русское слово 2010
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?

Трущенков Василий Федорович (г. Тверь)

О РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО...

Хочу замолвить слово о культуре русской провинции. Мне кажется, что сейчас, когда так много говорят о глобализации, она привлекает незаслуженно мало внимания, хотя это существеннейшая часть России. Именно в провинции веками складывался и приводился в действие механизм преемственности, основанный на сохранении историко-культурных традиций. Духовность и патриотизм провинции всегда были стержнем, вокруг которого формировались высокие чувства, убеждения, позиции, преданность Отечеству.

В каждом провинциальном городе есть живые нити, связывающие нас с тем, что называется историей России. Русская провинция — это не только областные центры. Малый и средний город, если вдуматься, очень велик по своему духовному предназначению для страны. «Засечной линией русской культуры» назвал малые города известный русский писатель Валерий Ганичев.

В рамках темы «Культура русской провинции» хочу замолвить слово о культуре Тверской земли. Еще в XVII веке шведский дипломат и путешественник Эрик Пальмквист в своей книге «Некоторые заметки о России» написал: «Русские считают это место (Тверь) ключом всего государства, потому что здесь пролегает для приезжих с запада единственный проезжий путь через Волгу...»

Культура тверской земли — это не только православные храмы и монастыри — сохранившиеся и восстановленные, а также утраченные навсегда, как, например, знаменитый Отрочь монастырь. Это не только екатерининский Путевой дворец, не только тверская иконопись, не только знаменитое на весь мир торжокское золотое, или как оно издревле называлось, «золотное» шитье. Уникальное искусство торжокских мастериц вдохновило нашего земляка Андрея Дементьева на такие строки:

«Смотрела крепостная мастерица
На вышитую родину свою...
То ль серебро,
То ль золото искрится,
То ли струятся слезы по шитью...»

Это не только тверские колты — женские серьги, сработанные задолго до нашествия монголо-татар. Их образцы хранятся в Русском музее, Владимир Чивилихин в своем романе-эссе «Память» назвал их «ювелирным чудом». Это не только только резьба и роспись по дереву, гончарные, керамические кустарные производства, ведновская филейная вышивка...

Это не только нынешний Тверской драматический театр, во многом не уступающий столичным, не только музей русского чаепития, который посещают все зарубежные гости Твери, не только памятник Афанасию Никитину на набережной...

Было время, когда Тверь с самой Москвой соперничала за право быть столицей. А малые города Тверского края? Бежецк, вблизи которого подолгу жили А. Ахматова и Н. Гумилев, Вышний Волочек, который иногда называют «тверской Венецией», Старица — «любим-город» Ивана Грозного, Калязин с его знаменитой колокольней, стоящей в воде, а еще Осташков, Ржев, Торжок, Торопец, Кашин — 14 городов тверского края ведут свою историю с XI-XIII вв.

Но теперь я хочу замолвить слово о современных тверских энтузиастах, я назову их «хранители» — самодеятельных и профессиональных коллективах и общественных организациях, собирающих, сохраняющих и пропагандирующих образцы русской народной культуры: народные песни и пляски, народные ремесла, древние русские воинские традиции, обычаи и обряды, праздники, язык и этнопедагогику, кухню, традиционный костюм.
Фольклорные ансамбли «Славяночка» и «Вересень», работающие только с собственным экспедиционным материалом. Мне не раз приходилось видеть, как светлеют лица людей при виде девушек и юношей в русских народных костюмах, с гармониками, балалайками, ложками, трещотками идущих во главе традиционного шествия в Дни славянской письменности и культуры с русскими песнями и плясками.

Есть в Твери предприятие с красивым названием «Тверские узоры». Народная вышивка его мастериц — это белая и цветная гладь, вырезы, роспись, тамбур, мережки... Многим ли знакомы эти названия?

Тверской областной историко-этнографический клуб «Белый волк» известен специалистам и любителям русского фольклора как одно из первых неформальных объединений, участники которого изучают и восстанавливают традиции воинского искусства, в частности, бузы — русской северо-западной воинской традиции, которая интересна своей непосредственной связью с фольклором как с особой художественно-философской областью народной культуры. Есть и старинная припевка:

Молодая кровь играет —
Побузиться хочется.
Молодая кровь горячая
На волю просится!

А еще «Торжокские золотошвеи», «Тверское товарищество резчиков по дереву», «Лихославльская керамика», «Тверской сувенир» — эти и десятки других коллективов и объединений ежегодно показывают свое творчество в рамках областного фольклорного праздника «Троицкие гулянья» в деревне Василёво, расположенной на фоне классического среднерусского пейзажа. «Троицкие гулянья» — это праздник для тех, кто дорожит неповторимой русской культурой, сохраняет и развивает самобытное народное искусство.
Если присмотреться и прислушаться, это целый мир представлений, ценностей, норм, символов — мир оригинальный, эмоциональный и глубоко философский.

Когда-то все это оказывало огромное, может быть, решающее влияние на формирование национального характера в его лучших проявлениях. Ведь традиционная народная культура позволяла регулировать отношения людей в семье и сообществе, воспитывать любовь к родине, бережное отношение к природе и культурному наследию, делала более красочными праздники, давала утешение в бедах и горестях, уверенность в завтрашнем дне.

Еще хочу замолвить слово об автономной некоммерческой организации «Тверской областной центр русского языка и русской культуры», сотрудничающей со всеми народными коллективами. Центр создан в конце 2007 года, но уже 5 его проектов поддержаны грантами Фонда «Русский мир». Это ли не признание и оценка деятельности? Последний проект — издание антологии «Тверь в художественной литературе и публицистике». Это уникальное издание для деятельности по формированию патриотизма и духовности.

Тверская земля во все времена обладала особой притягательностью для творческой интеллигенции России, место и образ Твери в национальной культуре и литературе имеет давние и последовательные традиции. Энтузиасты центра нашли и отобрали для антологии более 150 фрагментов из литературных произведений XV — XXI вв., все фрагменты так или иначе описывают то объемное целое, которое именуется Тверью. Тверь и тверитяне предстают перед читателем как носители и выразители русской национальной культуры и духовности, здесь личностно описаны самые драматические моменты ее истории: борьба за власть с Москвой, период монголо-татарского ига, утрата и возвращение исторического имени, впечатления диссидентов, сосланных в Тверь, жесткость перестроечной эпохи, преображение города в последние годы.

Литературные образы Твери убеждают, что наш город — особый культурный и исторический феномен, между текстами разных авторов имеются невидимые связи историко-генетического характера, в них описываются черты, придающие образу города неповторимое обаяние.

Уверен, что деятельность тверских объединений, а также объединений в других провинциальных городах России, сохраняющих, возрождающих и пропагандирующих национальную культуру в век глобализации, помогает созданию сферы духовного общения и преемственности поколений, приобретает особую значимость, способствуя развитию современного общества на основе традиционных ценностей, возрождению и сохранению памяти о том, что мы — русские...


В этом разделе: