Всероссийский фестиваль русской речи "Русское слово"
Фестивль русской речи Русское слово 2010
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?

Просмотр темы "СладкОЕ кофе и дОговоры "

ФорумРазделы русского языка СладкОЕ кофе и дОговоры

Автор

Сообщение

04-11-2009 19:08
Котина Вера Леонидовна
Благодарю Кристиана за столь внимательное прочтение воспоминаний о II Фестивале русской речи "Русское слово"! Право, не стоило Вам так затрудняться чтением вдоль и поперёк, достаточно было прочесть по диагонали. А то как-то неловко. Вы уж нас простите.
04-11-2009 21:33

Ельцова Вера Сергеевна
А и, правда, Кристиан, что же Вам было непонятно: студенты в валенках танцуют под песню «Валенки», барабанщицы - барабанят, участники - участвуют, жюри – жюрит, а зрители – зрят… Всё просто.
И вот ещё: из каких таких воспоминаний вычитали Вы о человеке, у которого «тихий голос с оттенками стали»? Это не только невозможно представить – это написать невозможно! Ну, разве в каком-нибудь производственном романе эпохи соцреализма.
А так нет, невозможно.
07-11-2009 08:48

Старостьянц Любовь Ивановна
Я не советую переходить на критику личных воспоминаний о фестивале, публикование их не подразумевало этого. Не думаю, что это достойное занятие: дождитесь сочинений победителей – там и оставите замечания. Здесь довольно других тем для дискуссий.
Подобное бряцание жестью способно заглушить даже тихие оттенки стали в голосе, не то что «радость сердечных встреч».


"Некий представитель народа-языкопользователя", участница из Нижнего Новгорода.
07-11-2009 13:41

Борис Александрович Летучий
Дискуссия, из которой можно (возможно технически и не запрещено правилами) удалять реплики, обретает сюрреалистические черты: участники обращаются к какому-то Кристиану, соглашаются с ним, протестуют, корят, возражают; а сам Кристиан напрочь отсутствует. Удалив свои реплики, этот таинственный Кристиан воистину "всех уважать себя заставил"; наверное, он и вправду "лучше выдумать не мог".

А жаль, я только собирался кое-что ему дружелюбно пояснить...
07-11-2009 16:02

Гурьев Андрей Димитриевич

Ну вот... А я только порадовался, что Кристиан из меланхолического состояния перешёл в смехатическое, а он "уважать себя заставил"... И лучше выдумать не мог?

07-11-2009 17:23

Ельцова Вера Сергеевна
Кристиан, Вы нетерпеливы и импульсивны, как все южане. Пожалуйста, вернитесь в свой прежний образ - искреннего и чуткого Кристиана Бальдини. Не уподобляйтесь Асе, которую однажды Вы упрекнули в нечестности - не удаляйте свои реплики!
У меня к Вам чисто профессиональный вопрос: что, по Вашему мнению, во времена Пушкина означало выражение "он уважать себя заставил"?
Пожалуйста, ответьте. Мне это, действительно, интересно.
07-11-2009 21:28
Котина Вера Леонидовна
В переносном смысле "приказал долго жить".
07-11-2009 23:03
Маркович Ирина Анатольевна
Уважаемая Вера Леонидовна!

Позволю себе не согласиться с Вами: Евгений думает о дядюшке как о ЗАНЕМОГШЕМ, представляет себе с тоской возню с ПОЛУЖИВЫМ, а не почившим в бозе. По-моему, это просто ирония умного героя - молодого, здорового, а посему довольно "толстокожего" (то есть, не "просто", конечно, а тщательно продуманно-просто, впрочем, как все у Пушкина).
08-11-2009 00:25

Борис Александрович Летучий
Не знаю, как кто, а я думаю, что "уважать себя заставил" у Пушкина значило "вызвал показное внимание к себе (и заботу о себе) со стороны тех, кто оказывал ему это внимание (заботу) в надежде быть включённым в завещание".

А у меня это значило "огорчить тех, кому реплики Кристиана были интересны".
08-11-2009 04:10
Котина Вера Леонидовна
Уважаемая Ирина Анатольевна!

Я уверена, что с той трактовкой пушкинской фразы, которую я озвучила, не согласитесь не только вы. О чём бы ни шла речь, мир норовит расколоться надвое: на сторонников и противников. Да и у фразы "Он уважать себя заставил" мне известны лишь два смысла: прямой (заставил проявить к себе уважение, исполнять свою волю) и переносный (см. выше). На мой взгляд, Пушкин очень уж кстати использует фразу. Использует её там и тогда, где оба смысла смыкаются.

Меньше всего в этой фразе мне слышится недовольство Онегина дядей, мол, ах, дядя, такой-сякой, занемог и вынудил теперь сидеть с ним, больным, "и день и ночь". Да в том-то и дело, что не вынудил и не вынуждает! И Онегина-то позвал, когда уж при смерти был, когда "не в шутку..." Избавил дядя-то племянника от долгих проводов себя... Не раньше и не позже племянник получил доклад. Не раньше - то есть чтобы не сидеть у постели больного и день, и ночь, и неизвестно, сколь долго... И не позже - то есть чтобы лишь успеть проститься. Так уж вышло, что не успел, хотя и торопился Евгений... Да потому и торопился, что понимал, что может не успеть, хотя и приготовлялся повздыхать и поскучать... Недолго, конечно. Он, видите ли, "предузнал издалека кончину дяди-старика".

Мне кажется, отгадка смысла фразы про дядю, который уважать себя заставил, таится в мыслях Онегина о дяде. Дядя - он "самых честных правил", и он "лучше выдумать не мог". И нет тут, по-моему, никакой иронии. Онегин просто очень одобрительно отзывается о своём дяде. Просто попробуем понять, почему дядя лучше выдумать не мог? И почему "его пример другим наука"? Кого и чему должен научить его пример?

Конечно же, как Вы и сказали, Онегин - молод и здоров. А посему циничен. И если уж дядя "не в шутку занемог", то лучшее, по мнению Онегина, что он мог бы придумать, уйти на тот свет, не обременяя никого долгим поправляньем подушек и мучительным ожиданием своего ухода. Вот за что Онегин уважает дядю. Не может не уважать! Дядя с честью выходит из столь затруднительного положения: коли уж не в шутку занемог, так тут же и поспешил отправиться на тот свет. Вот так бы и каждый нешуточно занемогший! Есть чему другим-то поучиться у дяди, есть с кого им брать пример! Цинично, конечно, но честно.

В мыслях Онегина дядя - не требующий ухода, в том числе и поднесения лекарства, больной старик, а старик, лежащий на смертном одре, - старик, желающий лишь одного: проститься... И, конечно, у Онегина, для которого ухаживать за больным - скука, а притворяться и скрывать ожидание кончины больного, то есть думать про себя "Когда же чёрт возьмёт тебя?", - коварство, дядя не мог не вызвать уважения. Конечно же, дядя "уважать себя заставил", то есть вызвал у племянника уважение своим достойным (честным) и скорым уходом. А то, что уход дяди не заставит себя ждать, Евгений, как мы убедились, не сомневался. Конечно же, дядя заслуживал уважения со стороны Евгения и всяческих его похвал.

Пушкин нигде не характеризует дядю как деспота, привыкшего подчинять себе других людей. А потому и нет никаких оснований думать о дяде, как о человеке властном, привыкшим повелевать людьми. Единственное, что могло бы людей заставить что-то делать для дяди, - его тяжёлое состояние (ещё бы оно было нетяжёлым, коли дядя при смерти). Кто осмелится не уважить умирающего, не выполнить его просьбу, его последнюю волю? Тут хочешь-не хочешь, а выполнишь. И не завещания ради...

Вот потому-то по всему мне и думается, что фраза "Он уважать себя заставил" имеет больше смысла в контексте "был при смерти (или умер) и не обременил других заботами о себе", чем в контексте "он заставил окружающих вести себя показно, лицемерно", как по сути определил смысл пушкинской фразы Борис Александрович Летучий.

Уважаемый Борис Александрович!

Ну, не лицемер Евгений! Не таков он. Ему претит показное внимание. И надеяться на наследство ему нет никакой нужды, он и так "наследник всех своих родных". И уважение к дяде, смею думать, он испытывает вполне честное и искреннее.
08-11-2009 09:37

Борис Александрович Летучий
Подождите-ка, подождите, Вера Леонидовна!

Евгений не думает, что дядя именно его уважать себя заставил; он всех уважать себя заставил, что, я полагаю, значит именно то, что я предположил.

Вполне может оказаться, что Вы правы, то есть дядя заставил (кого-то) уважать себя тем, что, умирая, не обременил родственников длительным уходом, заставляющих их втайне желать его смерти. Однако перечитайте свою реплику: в своих рассуждениях Вы постоянно цитируете "уважать себя заставил", а не "всех уважать себя заставил". В Ваших рассуждениях он заставил уважать себя только Евгения, а не всех.

Удастся ли Вам повторить своё рассуждение, не опуская слово "всех"? Евгений думал, что его дядя вызвал уважение именно всех.
08-11-2009 12:24

Ельцова Вера Сергеевна
Уважаемый Кристиан! Хорошо, что Вы откликнулись. Но станьте снова Бальдини!
Лотман Лотманом, но и собственным умом жить не мешает. Это я о заявлении Вашей учительницы.

Мнения всех участников дискуссии меня порадовали: Пушкин не так-то прост, как кажется на первый взгляд. Из одной фразы можно извлечь столько смыслов!
Попробую высказать собственную точку зрения.
«Он уважать себя заставил…» - это дорожные размышления Онегина о дяде. Племянник спешит в деревню к умирающему родственнику. Обратите внимание на словосочетание «ЗАСТАВИЛ уважать». Было ли уважение ДО смертельного недуга? Сомневаюсь. Можно предположить, что теплых семейных отношений не было. «И лучше ВЫДУМАТЬ не мог…» Выходит, дядя всё заранее продумал. Когда ещё собрать около себя родственников, когда можно увидеть сочувствие в глазах, услышать слова утешения?
«Его пример другим наука…» Вот-вот, запоминайте, как надо уходить в мир иной – никого не обременяя жалобами и претензиями.
Такова семья. Таковы родственные отношения. (Потом читатель сравнит их с отношениями в семье Лариных). Онегин не от полноты скорбных чувств стремится попрощаться с дядей. Он едет, представляя, как скучно ему будет это вечное притворство. И именно дядины деньги влекут его в деревню. Он, конечно, «наследник всех своих родных», но все денежки уже ушли заимодавцам (отец промотал всё состояние и умер, а рассчитываться приходится сыну). Поэтому дядины деньги оказались как нельзя кстати.
Ваша правда в том, Борис Александрович, что «уважать себя заставить» можно, манипулируя наследством.
Ваша правда в том, Ирина Анатольевна, что Онегин толстокож. Он дитя своей семьи.
Ваша правда в том, Вера Леонидовна, что «уважать себя заставить» можно и таким радикальным способом, какой «выдумал» дядя Онегина.

А Вы, Кристиан, «заставили себя уважать» тоже не самым лучшим способом.
08-11-2009 15:11

Борис Александрович Летучий
Уважаемый Кристиан!

Читать комментарии к художественным произведениям (особенно с реалиями ушедших лет) - интереснейшее дело, и комментарии к "Евгению Онегину" (Лотмана), "Преступлению и наказанию" (Белова) и "Мёртвым душам" (Смирновой) у меня на полке стоят.

Однако, говоря об "Евгении Онегине", я выразил своё мнение, а не мнение Лотмана (вроде бы моё и представляло интерес); а говоря о Вас, я, разумеется, немного подкрутил (пояснив) смысл, почти не сомневаясь в том, что Вы ещё живы, чего Вам и желаю до 120 лет.

А что до того, что участники форума предстают масками с предопределёнными ролями, то это происходит не только при виртуальном общении; на работе то же самое, и в семье - да, пожалуй, везде. Мы везде предстаём в некоторых ролях. В виртуальном общении мы, если не кочевряжимся, пожалуй, можем позволить себе быть самими собой в наибольшей степени (особенно под псевдонимом); трудней быть таким под настоящим именем, это верно.

А реплики больше не стирайте, пожалуйста; кто как, а я воспринимаю их исчезновение как утрату.

(Реплика Кристиана Фламбо, ответом на который являлась настоящая реплика, удалена Кристианом после размещения настоящей реплики.)
08-11-2009 15:13
Котина Вера Леонидовна
Мне кажется, что первоисточник следует понимать прежде всего умом той эпохи, в которую он был написан. Авторский текст - умом автора... А я лишь попыталась примирить ПУШКИНСКИЙ ЯЗЫК c СОВРЕМЕННЫМ МЫШЛЕНИЕМ.
08-11-2009 16:17

Ельцова Вера Сергеевна
Дорогая Вера Леонидовна!
"Авторский текст, - пишете Вы, - следует понимать умом автора". Вроде бы всё правильно. А как Вы понимаете ставшую расхожей формулу "Мой Пушкин"? У Цветаевой был один "свой" Пушкин, у Ахматовой - другой, но тоже "свой", у Писарева - третий... Тексты одни, а Пушкины - разные, как ни кощунственно это звучит.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Гости не могут писать сообщения на форуме. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь