Всероссийский фестиваль русской речи "Русское слово"
Фестивль русской речи Русское слово 2010
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?

Просмотр темы "Сто книг"

ФорумЛитература от А до Я Сто книг

Автор

Сообщение

15-10-2009 22:32

Гурьев Андрей Димитриевич
Еженедельник «Аргументы и факты» приглашает выбрать сто книг, которые в течение жизни обязательно надо прочесть каждому человеку. Выросши в эпоху советского книжного дефицита, никак не могу претендовать на полноту. Чем могу...

Книги, которые надо прочесть в детско-юношеском возрасте. Взрослого они вряд ли уже заинтересуют.

А. Сказки:

 Русские народные сказки. Они публикуются обычно в пересказе для самых маленьких. (Хотя слышал, что в записи Афанасьева (?) на них надо клеймо ставить «детям до 16-ти вход воспрещён»).
 Сказки Пушкина в стихах.
 Сказки Ганса-Христиана Андерсена и Шарля Перро.
 А.Н. Толстой. Приключения Буратино.
 Николай Носов. Приключения Незнайки и его друзей.
 Басни дедушки Крылова.
 Сказки народов мира. – Они читаются с интересом уже и в подростковом возрасте.

Детская литература, от которой в таком восторге взрослые дяди и тёти, мне с детства была противна: все эти Агнии Барто, Михалковы-дяди-стёпы, Маршаки, Корнеи Чуковские, Аркадии Гайдары (за одним исключением, но об этом позже), Марки Твены (Томы Сойеры) – полный отстой. Хотя есть у Маршака «Кошкин дом» – рекомендую («Слушай, дурень, перестань есть хозяйскую герань»); сонеты Шекспира в переводе Маршака-Пастернака – тоже (не детям, а попозже). Там, где взрослый дядя найдёт у Чуковского юмор («Волки от испуга скушали друг друга...»), там несчастный ребёнок видит трагедию – да похлеще трагедий Шекспира. Над «Кошкин-домом» Маршака вообще слезами обольётся («Тётя-тётя Кошка, выгляни в окошко...»). Там, где взрослый дядя найдёт у Марка Твена юмор (каков ловкач Том: заставил друзей вместо себя выполнять рутинную работу – красить забор, да ещё и обогатился на этом), там ребёнок не увидит никакого юмора: его просили – уступил, с опаской: вдруг тётя увидит, заругает, накажет – за то и брал мзду.

Б. Романтико-приключенческая литература – увлекательное чтение:

 Киплинг. Книга джунглей или Маугли.
 Константин Станюкович. Морские рассказы.
 Вениамин Каверин. Два капитана.
 Валентин Катаев. Белеет парус одинокий. – Есть увлекательный советский фильм.
 Даниэль Дефо. Робинзон Крузо.
 Роберт-Льюис Стивенсон. Остров сокровищ.
 Александр Дюма. Три мушкетёра (Десять-двадцать-тридцать лет спустя; Граф Монте-Кристо).
 Фенимор Купер. Следопыт (Последний из могикан).
 Майн Рид. Всадник без головы.
 Джек Лондон. Рассказы.
 Вальтер Скотт. Айвенго (Квентин Дорвард).
 Виктор Гюго. Собор Парижской богоматери.
 Марк Твен. Принц и нищий.
 Пушкин. Дубровский (Повести Белкина).
 Джованьоли. Спартак.
 Аркадий Гайдар. Школа.
 Стендаль. Красное и чёрное (Пармская обитель).
 Александр Грин. Алые Паруса (Бегущая по волнам) – скучновато; можно просто фильмы посмотреть, чтобы иметь представление.

А это может быть интересно и молодым, и старым.

В. Историческое:

 Л.Н. Толстой. Севастопольские рассказы.
 А.Н. Толстой. Пётр Первый.
 Книги о российских деятелях (полководцы Суворов, Кутузов, Багратион, Барклай де Толли; адмирал Ушаков).
 Дитер Нолль. Приключения Вернера Хольта. – Ужасы Второй мировой с немецкой стороны. Был фильм.
 Серия ЖЗЛ («Жизнь замечательных людей»).
 Виктор Суворов (Резун-предатель). Ледокол (и др.) – Премного изменили советские представления о Великой Отечественной, Финской.
 Солженицын. Архипелаг Гулаг.
 Михаил Шолохов. Тихий Дон. – Кто не осилит эту глыбу – есть увлекательный советский фильм Сергея Герасимова (только не постсоветский – Сергея Бондарчука!).
 Михаил Булгаков. Белая гвардия или Дни Турбиных (Бег). – Или советские фильмы.

Г. Научная фантастика:

 Герберт Уэллс.
 Американская фантастика (только не Рэй Бредбери).
 Станислав Лем.
 Иван Ефремов.
 Александр Белов. Голова профессора Доуэля (Человек-амфибия). – Можно фильмы посмотреть.
 Алексей Толстой. Гиперболоид инженера Гарина. – Можно фильмы...
 Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея.

Провидец Жюль Верн, должно, устарел. Но для общего развития...

Д. Детектив:

 Конан-Дойль. Шерлок Холмс.
 Агата Кристи. Мисс Марпл. – (Для общего развития).
 Жорж Сименон. Комиссар Мегрэ. – (Для общего развития).

Е. Героическое:

 Книги о Великой Отечественной, лётчиках, парашютистах, космонавтах, моряках, испытателях новой техники. Лётчик-испытатель Марк Галлай писал, Марина Попович...
 Дмитрий Медведев. Сильные духом. – О разведчике Николае Кузнецове.
 Е. Воробьёв. Земля, до востребования. – О разведчике Льве Маневиче.

Ё. О науке и технике, выдающихся учёных:

 Даниил Гранин. Иду на грозу (Инженеры). Есть увлекательный советский фильм «Иду на грозу» – не один школьник, подозреваю, пошёл на электротехнический после него...
 Даниил Данин. Неизбежность странного мира. – Не один пошёл на физмат...
 Вениамин Каверин. Открытая книга. – Есть увлекательный советский фильм.
 Александр Казанцев. Острее шпаги.
 Митчел Уилсон. Живи с молнией.

Ж. Для общего развития:

 Валентин Катаев. Алмазный мой ларец.
 Владимир Набоков. Дар (Защита Лужина).
 Л.Н. Толстой. Война и мир (Анна Каренина). – Для тех, кто не осилит этих глыб, есть кино (а Анн-то сколько: и Тарасова, и Татьяна Самойлова, и Софи Марсо, и, теперь говорят,– Друбич).
 Достоевский. Преступление и наказание (Бедные люди). И др.

З. Юмор:

 Роберт Милн. Вини-Пух. – Для взрослых очень тонкий юмор. (Я, правда, так и не прочёл – хватило советского мультика. Диснеевский сериал – отстой).
 Михаил Зощенко. Рассказы. – Язык уморительный (не оттуда ли возрос нынешний «олбанский»?).

И. Поэзия:

 Русская поэзия. Для души: Ломоносов, Державин, Батюшков, Пушкин, Боратынский, Лермонтов, Тютчев, Фет, Майков, Плещеев, Языков, Некрасов, Есенин, Высоцкий, Лариса Миллер.
 Русская поэзия. Для общего развития: похабник Барков, Маяковский, Блок, Пастернак, Андрей Белый, Игорь Северянин, Ахматова, Цветаева.
 Русская советская поэзия – разруганная, но есть шедевры: Сурков «В землянке»; Исаковский «Враги сожгли родную хату». Для общего развития: Заболоцкий, Светлов, Николай Тихонов...
 Переводы сонетов Шекспира от МаршакА-ПастернакА.
 Переводы. Для общего развития: Гёте, Гейне, Райнер-Мария Рильке.

Й. Эротика:

 Эммануэль Арсан. Эммануэль.
 Владимир Набоков. Лолита.
16-10-2009 12:52

Борис Александрович Летучий
Русские народные сказки. Они публикуются обычно в пересказе для самых маленьких. (Хотя слышал, что в записи Афанасьева (?) на них надо клеймо ставить «детям до 16-ти вход воспрещён»).

Насколько я понимаю, то, что публиковалось как "Сказки Афанасьева" (2 или 3 тома), детям читать вполне можно; я не знаю, в силу ли их адаптации или просто отбора самим Афанасьевым.

А вот были еще публиковавшиеся отдельно "Соромные сказки", собранные тем же Афанасьевым (и, по-моему, им же отобранные в отдельный том), - те да, от некоторых и взрослый покраснеет.
16-10-2009 16:46

Сыроватко Лада Викторовна
Бледноватый список какой-то. Не говоря о персоналиях - понятно, что список - Ваш личный, а "о вкусах не спорят", - но всё же эпохи некоторые просто-напросто исчезли (м.б., забыли о них?)тСовершенно исчезла куда-то античная литература, например... в поэзии как-то странно выглядит деление на "для души" и "для общего развития" (ну, не любим мы с Вами - обоюдно - Цветаеву, - с Пастернаком обоюдность кончается, у меня он - "для души" последние пять лет как никто, на пару с Ходасевичем, но это же не причина их относить к "бездушным". Поэзия - болевое занятие, там большого поэта без души быть не может.)
А насчёт детской литературы (Чукоских-Маршаков-Барто) - тут мой личный детский опыт (хорошо его помню) и опыт моих малышей (перед глазами) Ваши наблюдения опровергает. А Вы замечали, что дети любят страшные сказки с ХОРОШИМ концом (я, например, "во взрослом состоянии" дико боюсь сказки о людоедах не то что читать - открывать, сказывается, видно, генетический ужас переживших голод 1930-х прадедов; а дети - любят). И наказание зла в сказках - дети тоже любят... Видимо, нужен зачем-то этот опыт преодоления кошмара (Правда, и корректируют, конечно, по-своему: "нет, это кошка не поймала мышку, а просто с ней играет"Улыбаюсь.
А в народных сказках ведь почище любого Чуковского ужастики: медведь на липовой ноге; Василиса Премудрая, несущая череп с горящими глазами; Баба Яга со своей печью; Кощей Бессмертный...
16-10-2009 19:15

Гурьев Андрей Димитриевич
Дорогая Лада Викторовна!

Античная литература - да!да!да! - забыл... Добавлю.
У меня был где-то стишок про 5 книг - там не забыл.
А, вот:
Пять книг ...

С интересом посмотрю Ваш яркий список Улыбаюсь
24-10-2009 11:42

Кайгородцева Людмила Петровна
Добавила бы "Хроники Нарнии" Клайва Льюиса, "Сказы" П. Бажова и "Сказки" Бориса Шергина. Забыты Экзюпери "Маленький принц" и "Старик и море" Хемингуэя". Без них как? Никак!

Андрей Димитриевич, ну что же Вы так прошлись по Марку Твену? Юмора там много! Например, сцена, когда в церковь вбежал пудель или когда господин Томас Сойер рассматривал там же муху. Как срывали парик при помощи кошки с головы нелюбимого учителя. Полон юмора эпизод, когда мальчики решили напасть на экскурсию девочек из воскресной школы, полагая, что захватят несметные богатства...

Да, забыли Джека Лондона!

Старшеклассникам - "Цитадель" Экзюпери и "Лето Господне" Ивана Шмелева.

А вообще-то, дорогой Андрей Димитриевич, на мой взгляд, дело не в количестве предлагаемых или прочитанных книг, а в интерпретации текстов, в извлечении тех смыслов, которые ясно и просто доказали бы, что без чтения "этих" книг начинать жизнь не можно. На уроках литературы читают много текстов, но мировоззрение "хорошего" человека не формируется.

А к Вашей Й. Эротике обязательно добавила бы "Суламифь" Куприна.
26-11-2009 13:33

Жук Сергей Иванович
Дожились! Нашим детям и внукам надо прочитать 100 книг. А правнукам сколько? 79 или 62?
Причём, книгов надо читать вот ентих, а вон тех уже не обязательно?
26-11-2009 14:27

Борис Александрович Летучий
Прошу пардона, по условиям задачи отбираются сто книг, которые нашим детям и внукам следует прочитать обязательно.

Права читать совершенно другие книги в большем количестве никто никого не лишает, просто они уже за пределами сотни.

В принципе, не вижу ничего ужасного и в том, чтобы предложить выбрать всего 10 книг или даже одну; важно, чтобы не запрещалось читать другие. А то вот я знаю людей, которые считают, что есть всего одна книга, которой достаточно, а все остальные книги - от лукавого.
26-11-2009 16:36

Кайгородцева Людмила Петровна
Борис Александрович, разбирает страшное любопытство - предложите, пожалуйста, свой список 10 книг.
26-11-2009 18:25

Кайгородцева Людмила Петровна
Уточняю. Человеку лет 30-40. Позади школа, технический вуз, работа. Появились вопросы: что дала мне моя жизнь с учебой и работой? Что я вообще знаю? Говорят, надо читать книжки, но какие?
26-11-2009 18:44

Ельцова Вера Сергеевна
Если человеку 40 лет и для него является откровением, что "надо читать книжки", то я посоветовала бы ему начать с букваря. Там много полезных текстов. Постепенно, к 50-ти, этот мифический технарь доберется до начального списка литературы образованного человека. А дальше жизнь подскажет. Если, конечно, будет потребность в чтении. А указывать, что читать в этом возрасте, - поздновато.
26-11-2009 19:58

Кайгородцева Людмила Петровна
Примерно в этом же возрасте герой западного писателя, успешный человек, едет в далекие страны к шаману, вождю племени, чтобы узнать, кто он такой на самом деле. То, что он человек состоявшийся (работа, бизнес, семья, дети, круг друзей), об этом информация у него есть: счет в банке, кофе в постель жене, парфюм для подружки, успешные дети.

Шаман испытывает его и, понимая серьезность желания, идет навстречу - вводит в транс при помощи трав, просит запомнить животное, которое он увидит. Потом стал уточнять, какого цвета было это животное, с какой стороны находилось и многое другое.

А потом расшифровал информацию подкорки. Европеец остался очень доволен - он о себе узнал тайну своего архетипа.

Вера Сергеевна, завидую Вам - Вы всё, наверное, знаете о себе. Наверное, попали в профессию. Это счастье. Наверное, совпали с системой и обществом. Наверное, Вы знаете, как правильно воспитывать детей (своих и школьных), и даете им четкие ориентиры в жизни.

Но вокруг меня живет много людей, которые не знают, зачем жить и для чего явились на этот свет. На мою бывшую профессию машут рукой: чему научили твои книжки тебя и других?

И в 40 лет, верю, не поздно взять руки те книги, которые могут осветить жизнь человека. Вот я и хотела от знающего человека - Бориса Александровича получить ответ. Сама же я этого не знаю. А прочитанные мною книги содрали с меня кожу.

Советуя мифическому технарю для начала почитать хотя бы букварь, Вы бросаете человека, проходите мимо равнодушно и высокомерно - неуч. По моему глубокому убеждению, учитель должен быть духовником, которому не к лицу вкладывать в ладонь просящей руки камень.
26-11-2009 20:37

Ельцова Вера Сергеевна
Дорогая, замечательная Людмила Петровна!
Я ведь говорила не о конкретном человеке, которому нужна конкретная помощь в виде конкретного списка книг. Я говорила о предполагаемом представителе технической профессии 30-40 лет, который не только к этим годам не понял, зачем он живет (что вполне нормально), но, судя по Вашим словам, не догадывался, что следует читать книги. Он может - воля его - и к шаманам поехать, чтобы узнать свой архетип, но прежде он обязан подружиться с книгой. И чем раньше, тем лучше.

Переходить в споре на личности не совсем корректно. Я высказываю свою точку зрения - разве это запрещено?
Не поняла словосочетания "попали в профессию". И что значит "совпасть с системой и обществом"?
Люди, которые машут рукой на Вашу профессию, -- УЖЕ знают, как надо жить. Иначе бы не махали.
Я не писала о том, что в 40 лет поздно брать в руки книги, которые осветят жизнь, - я писала о другом. Перечтите внимательнее.
Я не запрещаю знающему человеку Борису Александровичу составить рекомендательный список литературы. Уверена, Вы его непременно получите.
Те книги, что "содрали с Вас кожу", - уже готовый список для Вашего рефлексирующего друга 30-40 лет.

Дорогая Людмила Петровна! Жизнь гораздо богаче любой литературы.

26-11-2009 21:23

Старостьянц Любовь Ивановна

Цитата:
Жизнь гораздо богаче любой литературы


Истинно. В моём букваре на первой странице прописано так.
28-11-2009 21:57

Старостьянц Любовь Ивановна
С начала создания темы, пожалуй, и я стала думать над вопросом: а какие книги я бы могла предложить для прочтения? Сто, шестьдесят две, десять? И что посоветовать человеку с техническим образованием лет 30-40 читать, если вдруг у него обнаружилась способность к рефлексии…

Стала вспоминать, какие книги оказали на меня сильное действие – тут завал. Дело в том, что, что бы я ни читала по программе, я стараюсь привязаться и полюбить хотя бы кусочек – иначе не запомнишь… Я взяла за правило любить всё, что ни читаю. С Щедриным вот не клеится – меня подташнивает от фаршированных голов (просто противные образы, вызывают физическое отвращение). С сатирой вообще плохо – Гулливер – та же история – мне противны йеху, гуингнмы, держащие их в работе, тоже не приятны; мне противно, как Гулливера привязывают лилипуты – тупоконечники и остроконечники, и всё такое прочее.
Анатоль Франс с сатирой благороднее – его люди (бывшие пингвины, крещенные полуслепым миссионером, и потому Бог душу им дал, дабы не отступать от правил), хоть и делают гадости, но, чорт возьми, делают это по-французски…
Остальное – люблю.

В общем, копаясь в залежах своей памяти, я наконец вспомнила, нашла.

Что надо читать, когда ищешь, найти не можешь? Я вспомнила – первой моей книгой в таком примерно состоянии была Библия. Больше, конечно, Евангелие.
Дело в том, что практически все сюжеты литературных произведений начинаются отсюда. Реминисценции из Библии – они повсюду. И в устной речи – Библия – самая цитируемая книга. Что таскать цитаты? Цитат наслушавшись, обратиться надо к их источнику.

Читать надо её без комментариев, так, как там написано – сердцем. А ум – помощник будет… То есть прочитанное должно открыться сердцу, а ум подскажет, напомнит….

Вместо Библии можно, наверное, рекомендовать что угодно из первых текстов (первые тексты – о душе, поступках)… Бродский читал сначала что-то восточное (не помню), а Библию – позже… Неважно. Там и там – о человеческом, о том, что всегда волновало человека. Кстати, Бродский говорил в Нобелевской, что рядом с аспирином и Библией должны лежать сборники стихов.



Когда было плохо, и я была совсем одна, я открывала Библию наугад и читала. Не знаю, в чем тайна этой книги, но она – собеседник…
Есть такое Евангелие, где перед текстом указано «когда родные предали», «скорбь»… по разным причинам, «в болезни» и еще много всего, и указаны строки, какие читать. Много раз читала – помогает. Я не о мистике даже, а о ярких словах. Которые тыщи лет одни – а наполняет их каждый своей жизнью…


Вот это и была моя первая сознательная книга… В семье никто не увлекался тогда её чтением. Только отец, помню, часто цитировал её… Знал эту книгу – от и до, хотя никаких конфессий не придерживался.

Отбрасывая вопросы религиозного характера, можно в Библии увидеть ту самую первую книгу («букварь»). Всё остальное в литературе – вторично и далее, повторы, рефрены, приседания, истолкования.

Читала я её – наугад открывая. Плохо знаю, конечно. Но то, что знаю, тексты литературные последующие открывать помогало…


Фанатизмом не страдаю. Но зёрна истины разбросаны везде…
И факт из моей жизни –на пути к филфаку стояла Библия.


Данный текст не пропаганда, но размышления лица частного, «частность эту всю жизнь какой-либо общественной роли предпочитавшего»…
29-11-2009 18:38

Ельцова Вера Сергеевна
Уважаемая Любовь Ивановна!

С большим интересом и удовольствием прочитала Ваши размышления о чтении. Давно не наслаждалась подобными текстами.
Перед тем, как выскажу собственную точку зрения, хочу извиниться перед Кайгородцевой Людмилой Петровной. Невольно я обидела её знакомого. Однако я искренне уверена в том, что сорокалетний мужчина с высшим образованием в состоянии сам определить свой круг чтения. Но это только моё мнение, а оно может быть ошибочным.

К двум извечным сакраментальным вопросам: «кто виноват?» и «что делать?» – я добавила бы третий: «что читать?». Вопрос далеко не праздный, даже фундаментальный, ибо чтение в известной мере формирует мировоззрение.
Но можно ли составить некий универсальный список литературы из 10, 50, 100 книг, которого было бы достаточно для всех? Не знаю. На мой взгляд, это равносильно попытке составить универсальное меню для всех посетителей ресторана. Те, которым нужно просто поесть, останутся. Гурманы уйдут искать другое место. Меня, например, не заставишь есть гороховый суп: не переношу с детства. А кому-то этот суп вполне по вкусу. В.Сорокин – популярный сегодня писатель, но для меня это – «гороховый суп». Вернее, не гороховый, который ещё можно съесть, а молочный с квашеной капустой – совершенно несъедобное блюдо. Но ведь и на него находятся любители. Так включать ли Сорокина в список? И вообще – как сделать выбор? Что учитывать?

Совсем недавно на научно-практической конференции, посвященной проблемам школьных программ по литературе, услышала из уст уважаемого методиста недоуменное: зачем включили в список обязательного изучения в 11 классе «Мастера и Маргариту»? Чему научит эта книга? Это же воспевание греха!». О боги, боги! Стала искать глазами выход. Сидела в середине зала – уйти неудобно. Но тут я вспомнила поразившую меня когда-то фразу: не мы судим произведение – это оно судит нас. Абсолютно точно! Мне кажется, роман Булгакова следует изучать уже потому, что он учит быть человеком, как ни банально это звучит. «Самый страшный грех – трусость». Да, да, да! А ещё это роман о любви – бескорыстной, страстной, всепоглощающей. Святой. И это запретить читать?

Вообще выбрать произведения для изучения в школе – труд фантастический. Как объять необъятное? Как учесть возрастные особенности детей и реалии меняющегося мира? Однако выбор авторами учебников некоторых произведений для чтения в школе меня, мягко говоря, изумляет. Например, в 8 классе предлагается рассказ И.Бунина «Кавказ». О любовном треугольнике, где всем плохо, где нет удовлетворения от любви, где приходится лгать, изворачиваться, где итог этой муке подводит выстрел в висок. И это 13-летним подросткам, у которых жизненного опыта – ноль, а им следует высказываться о поступках взрослых людей! Чем обусловлен выбор данного произведения – непонятно.
На мой взгляд, лучшее бунинское произведение о любви – «Солнечный удар». Этот рассказ вполне по силам старшеклассникам. И он вполне органично входит в программу.

На мой взгляд, составление пресловутых универсальных списков – дело неблагодарное. Всегда найдутся те, кто скажет: «Список бледноват». И будут правы.

На моем столе рядом с аспирином лежат стихи Пушкина. Добавлю, пожалуй, прозу Бунина. А вот до Библии я ещё не доросла.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
Гости не могут писать сообщения на форуме. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь