Всероссийский фестиваль русской речи "Русское слово"
Фестивль русской речи Русское слово 2010
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?

Просмотр темы "Сто книг"

ФорумЛитература от А до Я Сто книг

Автор

Сообщение

14-04-2010 03:57

Кайгородцева Людмила Петровна
Кристиану Фламбо.

Три вопроса. Дерево посадил? Сына вырастил? Дом построил?
Тогда про утопление и некрологи не думаем. ((Вообще бы, если слово материально, не следует такое ни произносить, ни подпускать к себе.))

Если это возрастное (мальчики/юноши почему-то любят поиграть в разочарование мирового уровня (лицеисты к примеру, Ленский), то это должно пройти. Взрослые обычно об этом помнят, но вслух не говорят - слишком близко и серьёзно.

Лучше книжку хорошую прочтите - допустите до себя не менее хорошего человека - писателя. Может быть, у него рецепт есть, как разбавить серо-туманную муть (что есть в жизни каждого!). Я Вам сейчас присоветую и автора и книгу (пост писала на той недели).
14-04-2010 04:02

Кайгородцева Людмила Петровна
((Ну вот, Кристиан, из-за Ваших манипуляций на форуме ошибки уже не исправить.))

Первый раз о книге Экзюпери «Цитадель» услышала в беседе Андрея Дементьева с Георгием Гречко. Поэт спрашивал, среди прочего человеческого, что бы учёный присоветовал почитать. Гречко сказал примерно так, прежде назвав саму книгу: её должен прочесть любой человек на земле: от английской королевы до дворника любой страны. И что книга эта будет самой читаемой на земле после Библии.

После упоминания книги вторично в разговоре с коллегой решила приобрести её. Книги в городе не было, но была на складе в Новосибирске «под заказ». Потом по моим следам пошла одноклассница, но книги уже и на складе не было.

Название «Цитадель» вызывало в памяти только две ассоциации. Одна: репродукционное изображение картины П. Приера «Взятие Бастилии. 14 июля 1789 года». И почему-то почти так же представлялся Тулон.

В основе сюжета… да, собственно, сюжета нет. Некий Король размышляет об устройстве государства: своего или просто идеального. Его высказывания записаны, среди прочего повествовательного текста, в виде афоризмов. Кто-то из критиков высказывал неудовольствие, что изречения повторяются, и это утомляет. Сравнивали такой приём с кругами от брошенного в воду камня. Но мы ведь, когда размышляем о чём-то, тоже ходим «кругами» в своём внутреннем монологе или диалоге. [А когда внутри себя с кем-то разговариваешь, это монолог или диалог/полилог?]

Наверное, Экзюпери хотелось, чтобы важное для него самого запомнилось и читателям. Наверняка у психологов есть какой-нибудь термин (как в психологических тест-вопросниках по-разному, но настойчиво звучат одни и те же формулировки, спрятанные в оболочку разных слов).

Книга хороша для неспешного чтения с карандашом в руках. Читать можно с любой страницы. Читать с конца или откуда захочется. Для себя выписывала мудрости. Получилось 19 страниц. Открыла файл, чтобы взять для иллюстрации несколько. Опять зачиталась. Выбрать трудно. ((Никаких тайных сообщений взятые мною афоризма не содержат.))
14-04-2010 04:08

Кайгородцева Людмила Петровна
Из книги "Цитадель" Экзюпери.

Любовь всегда тянется к свету, но не в силах человеческих присвоить этот свет.

Долго искал, в чем суть покоя. Суть его в новорожденных младенцах, в собранной жатве, семейном очаге. Суть его в вечности, куда возвращается завершенное. Покоем веет от наполненных закромов, уснувших овец, сложенного белья, от добросовестно сделанного дела, ставшего подарком Господу.

Смысл жизни похож на новый колодец, он углубляется каждый день. Дом противостоит пространству, традиции противостоят времени.

Я знаю: смысл вещей не в вещах – в устремленности.

Смысл жизни в том, на что она потрачена.

Но не облагородишься, покупая себе самые прекрасные вещи у лавочников и любуясь всю жизнь только безупречным. Облагораживает творчество.

Тот, кто не тратит себя, становится пустым местом. Жизнь не принесет ему зрелости.

Тяжелый мешок с зерном возвышает душу точно так же, как молитва. ((Это предложение диктовала ученикам до слова как. Просила закончить фразу. Попаданий никогда не было.))

Сбываешься только тогда, когда преодолеваешь сопротивление.

Полученное укрепляет тело, душу питает отданное.

Они похожи:
• князь, который не может охватить взглядом своего царства, не пользуется своим богатством, но знает, что они есть, и всегда остается властелином;
• отец больного ребенка, который страдает за него,
• и мой воин, который служит своей любви, пока любимая блуждает по стране сновидений.

Смысл, которым окрашено происходящее, - вот что значимо для человека.

Сегодня я победил противника ложью, но завтра у меня не найдется против него оружия.
Меня не заботит, насколько будет доволен человек. Меня заботит, сколько будет в нем человеческого.

Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити.

Не могу я доставить невера на вершину горы и подарить ему радость открывшегося пейзажа, ведь он не его победа. Не могу помочь насладиться музыкой человеку, который ее не преодолел. Одни пришли ко мне, желая получить все без усилий, другие так ищут женщину, которая вложит в них любовь. Но это не в моей власти.

Никогда не заботься, чтобы твои поступки правильно поняли. Их не поймут.

Наградой человеку бывает его собственная жертвенность.

Я иду и ищу в людях свет, подобный моему.

Не экономь на душе. Не наготовить припасов там, где должно трудиться сердце. Отдать – значит перебросить мост через бездну своего одиночества. (А это, похоже, для Вас, Кристиан, и и всех нас тоже.)
.......................................... ........
Очень нравятся пословицы, поговорки, афоризмы, формулировки народного календаря. Многие предложения собирала в разделы особой копилки по языку. Они оживляли материал урока мудростью. Под их влиянием и «Цитадели» сотворила собственный афоризм: Яблоня за ночь плода не даёт. Для учеников, которые думали иначе.

Однажды отпечатала 19 страниц отобранных цитат. Не забыла и обложку. Вложила листочки в мультифоры, потом в скоросшиватель. Подарок понравился. ………………………………………................
14-04-2010 04:14

Кайгородцева Людмила Петровна
Решила всё-таки воспользоваться случаем - больше в таком составе, может быть, и не собраться. Продолжу задавать вопросы - их уже остаётся немного.

Каин убивает Авеля. У создателей текста было два варианта. Почему был выбран тот, который выбран? У меня есть версия (вопросу лет 15). Но хотелось бы послушать мнение знатоков-любителей.
14-04-2010 09:41

Старостьянц Любовь Ивановна
Людмила Петровна, а кто создатели текста? Если это условно и неважно, то ладно. Но какие "два варианта"?
Пожалуйста, уточните. Я что-то упустила и не могу сосредоточиться на вопросе.
14-04-2010 10:40

Кайгородцева Людмила Петровна
Текст - Ветхий Завет. Создатели - народ. Два варианта - две идеи в образах Каина и Авеля.

Думаю, что о сюжете говорить не будем. Но мне думается, что там есть ещё смыслы - метафизический и смысловой.

Ведь Бог мог наказать и Авеля. Авель мог быть недоволен братом, если бы тот угодил своим даром. Но сейчас Авель беленький, а его братец чёрненький. Почему так распределились роли?
14-04-2010 14:26

Старостьянц Любовь Ивановна
Убит именно Авель, причина – зависть Каина. За что же наказывать Авеля? Смирен и принимает всё. Мятежность Каина, неспокойность души – наказана. Роптать надо меньше. «Чёрненький» - зависть черная.

У Байрона Каин убивает случайно: протестуя против смерти, установленной Богом, убивает Авеля. Мало ли войн ведется за мир и сейчас. Провокатор Люцифер между тем его не к этому Каина у Байрона призывает, а к духовным свершениям. Хороша увязочка между культурой и цивилизацией – война? Может, война от просвещенности излишней?

Вильгельм Баскервильский рассказывает о царе, сжегшем богатейшую библиотеку с толкованиями Библии, оставив её одну: нечего толковать, одни войны от толкований. Там же, в «Розе», и мордобой по этому поводу большой случился – толкователи упрямы были и к соглашению прийти не могли.
15-04-2010 10:55

Старостьянц Любовь Ивановна
Забавная вещица о психологии человека, который тот же, что был в начале века, от Вильгельма Баскервильского:

"было время, когда, чтобы забыть об ужасах мира, грамматики брались за труднейшие вопросы... в те времена однажды риторы Габунд и Теренций пятнадцать дней и пятнадцать ночей дискутировали о звательном падеже к "я" и в конце концов подрались"
15-04-2010 13:39

Кайгородцева Людмила Петровна
Спасибо за ответ. А последний рассмешил. Забавная история. Сразу чувствуется университетская выучка – призваны на помощь и Байрон, и Вильгельм Баскервильский… Всё к месту и разумеет совершенно любой поворот мысли. Любые трактовки расширяют поиск истины. Обратила внимание на связку: культура-цивилизация. ((И подумалось, как по-разному можно было раскрывать и тему фестиваля.))
…………………………….................
Выбор был у первых сочинителей. Им надо было распределить две идеи – какие? Лучше всего абстрактные идеи донести через мифологию, то есть образ. Два брата (как и любое «два»: Онегин-Ленский, Базаров-Кирсанов, Болконский-Безухов) – два выбора, две дороги – идти по двум одновременно нельзя.

Читатель имеет дело со свершившимся фактом. Но до этой материализации (имя, биография, внешность) что-то было ещё. Что? Это и хочется узнать – то есть заглянуть ниже линии почвы. Иногда по почвенным обрушениям можно видеть то, что обычно скрыто от глаза – такой-то слой плодородной почвы, корни, корни, корни, суглинок, ниже –… каменистое ложе. Далее ничего.

Можно представить множество людей, принимавших участие в сложении библейского текста, в виде одного человека. Он садится перед столом, кладёт перед собой две фигурки, вырезанные из подручного материала. Фигурки абсолютно одинаковые и никакими характеристиками ещё не наделённые. Кто-то из низ станет впоследствии Авелем или Каином. Почему в итоге страдает Каин – его имя проклято?

Идём в глубину почвы. Авель – скотовод. Каин – землепашец. Представлены две человеческие цивилизации, два пути, по которым развивалось человечество. Кому из них проще? Думаю, скотоводам.

А что земледельцу? Каторжный труд с рождения до последней черты, с утра до поздней ночи. У кого есть грядки? Как и встарь, как тысячи лет назад, в этом труде ничего не изменилось. Мотыга, палящее солнце, уставшая спина: борьба с природой, которая никогда не закончится победой человека. Пока скотоводы дремлют в тени деревьев, а их собаки стерегут стадо, земледельцы трудятся.

((Дополнение. Хозяйки соревнуются, чьи грядки чище. Наверное, видели без единой травинки? Но агрономы пишут, что чистая от травы (сорняков) земля – это открытая рана. Поэтому земля и даёт сигнал растениям: скорее латайте! Вместо сорной травы предлагают высевать сидераты. Но чтобы «ран» не было.))

Что дали миру скотоводческие цивилизации? А земледельческие? При клочке земли нужно было строить дом, появились города, там – книги, наука, соборы. Всё это требовало колоссальных физических и интеллектуальных сил.

Думаю, что зависть у Каина появилась потому, что его, каинов труд, был оценён не по затратам. Разве каждое зерно подношения богу не было напитано его потом и кровью? Проклятый труд.
Каин убивает брата. Акт символический.

Напомню текст из «Котлована» Платонова. Вощев отозвался на предложение Чиклина рыть землю. «Уже тысячи былинок, корешков и мелких почвенных приютов усердной твари он уничтожил навсегда и работал в теснинах тоскливой глины. … Чиклин его опередил, он давно оставил лопату и взял лом, чтобы крошить нижние сжатые породы. Упраздняя старинное природное устройство, Чиклин не мог его понять».

Природа обходилась без человека миллионы миллионов лет. Он пришёл и быстро изменил ландшафт. Закатал в асфальт травы, лишил зверей их мест обитания, уничтожает живое – почву, воду, сжигает кислород, не им выработанный. Как не проклясть человека за такие дела?

Это, конечно, одна из версий. Хорошо бы спросить у культурологов, поэтов, философов... про скрытые смыслы легенды.
........................................ ............


15-04-2010 15:11

Старостьянц Любовь Ивановна
Так вот, значит, в чем вопрос – отчего земледелец убил скотовода. Неожиданно.
«Проклятый труд» - это точно. И возложенный на плечи рабов даже в благодарных плодами землях.
Именно земледельческая Греция вырастила культуру. Значение «культура» прежде – «обработка земли». У Даля сельскохозяйственное понятие культуры – ключевое.

Исходя из «зависть у Каина появилась потому, что его, каинов труд, был оценён не по затратам» - получаем «культура – следствие зависти». Ничего себе.

«Земледелие – каинов труд». Блестяще.
15-04-2010 15:20

Старостьянц Любовь Ивановна
Общаясь, люди часто используют не первое значение слова, а пятое-десятое. Думала, это плохо и затрудняет понимание, но вот -
интересное размышление нашла у Эко:


"Книги пишутся не для того, чтоб в них верили, а для того, чтобы их обдумывали. Имея перед собою книгу, каждый должен стараться понять, не что она высказывает, а что она хочет высказать. Что-что, а это старые толкователи священных текстов понимали очень правильно. Единороги в том виде, в каком они показаны на страницах этих книг, несут в себе моральное содержание, или аллегорическое, или анагогическое, и это содержание правдиво, как правдива та мысль, что целомудрие - препочтенная добродетель.
Но что касается буквального правдоподобия, на которое опираются три высших прочтения, - надо еще проверить, на каких показаниях первоначального опыта основано это буквальное описание. Буквальный смысл всегда может быть оспорен, даже когда переносный неоспорим. В одной книге сказано, что диамант можно разрезать только козлиной кровью. Мой великий учитель Бэкон доказал, что это неправда, и доказал очень просто - провел описанный опыт, и опыт не удался. Однако если взаимосвязанность диаманта и козлиной крови воспринимать не в буквальном, а в высшем смысле, эта взаимосвязанность безупречна"
16-04-2010 04:38

Кайгородцева Людмила Петровна
.................................................. ...
Всё ложится на душу, когда ищешь. А если находишь в авторитетном слове поддержку, то совсем хорошо. Значит, поиски разных смыслов в написанном/сказанном имеют обоснование – переносные смыслы есть! Кто-то делает это своей профессией.

Мне понравилось про диамант – яркая картинка. Но ... Бэкон неправ – «можно»! Если диамант в переносном смысле будем считать за императора, а «козлиную кровь» – за кровь солдат или подданных. История знает много случаев, когда, образно говоря, «козлиная кровь разрезала диамант». Бунт подчинённых так же страшен, как и желание, как взмах руки вождей. Не только императоры были наверху. В переводе с греческого «Адамас» = неодолимый. В смысле, что алмаз крепче всех веществ на свете и остается невредимым в самом сильном огне. Сущность и власть одних и других крепка и «неодолима».

Бэкон – молодчина, что взял и опытным путём доказал – самый яркий аргумент в доказательстве. Но ошибся!

Только алмазу дано разрезать алмаз. Верно? Вся органика состоит из углерода. Углерод в особых условиях можно превратить в алмаз. Собираем кровь убиенных ради науки животных – колдуем – превращаем в алмазы – режем по искомому алмазу. Получилось!

((Несколько лет назад на Западе предлагали волосы (а то и всё) ушедших в другие миры людей превращать в алмазы, далее – огранка. И дорогой сердцу человек будем рядом всегда.))

Вот и получается, что «взаимосвязанность диаманта и козлиной крови», во-первых, есть, во-вторых, останется «безупречной» как в буквальном, так и в высшем смысле». О-о-о!


16-04-2010 04:43

Кайгородцева Людмила Петровна
Фамилия героя повести "Котлован" как произносится: ВОщев или ВощЁВ? Что может обозначать фамилия?
16-04-2010 07:59

Старостьянц Любовь Ивановна

Вы попали в точку, продолжив диалог Адсона и Вильгельма, с той лишь разницей, что речь продолжалась о единороге: "Нигде не сказано, что он вовсе не существует. Но, может быть, он не такой, как описывается в книгах". Возможно, это просто бегемот опоэтизированный. Разница такая же огромная, как между дружеским взглядом и холодным блеском алмаза. Есть ли вообще хоть что-нибудь, между чем нельзя найти связи.


"ВОщев" - так воспринимается. Герои Платонова, подустав, находят себе ямку в земле, "почвенный приют" и набираются там тепла и сил. Вощев - Овощев, овощ. Ваще Вощев - овощ - человек русский. Поэтому превращать в алмазы людей могут предложить только на Западе.
16-04-2010 10:05

Кайгородцева Людмила Петровна
Про диамант и кровь. У кого-то прочла фразу: Всё страшное начинается тихо. Это "тихо" в итоге и побеждает. И оно есть в судьбе каждого человека, человечества в целом, даже жизни Вселенной. Теперь этот образ поселится в голове надолго.
........................................ ............
Про ВОщева. Спасибо. Овощ = "русский человек", который в период строительства светлого царства -государства озабочен поиском истины: зачем жить и какой во всём есть смысл, особенно в рытье котлована.

Как-то обратила внимание на сноску при чтении «Ревизора» (действие 2, явление III). Хлестаков просит своего слугу принести что-нибудь хотя бы из овОщенной лавки» (стояло ударение). Осип отвечает, что в «овощенных лавках ничего не дают в долг». Сноска: овОщенная лавка – мелочная лавка. То есть Вощев – это как бы мелочь в государстве. И далее текст доказывает, что не только Вощев = мелочь, но и все остальные. И это на фоне делегаток/вузовок/ударников соцтруда.
....................................... ............
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
Гости не могут писать сообщения на форуме. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь