Всероссийский фестиваль русской речи "Русское слово"
Фестивль русской речи Русское слово 2010
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?

Просмотр темы "Сто книг"

ФорумЛитература от А до Я Сто книг

Автор

Сообщение

24-04-2010 17:58
Маркович Ирина Анатольевна
Людмила Петровна,
действительно яркие эпизоды. Но все-таки - совершенно особые. Причина несчастий Чайковского - как раз прозаическая. Жаль мне его до слез: Провидение заточило в чужую оболочку.. Мучился.. Жил бы сейчас - нашли бы средства помочь. А так... И сказать-то никому не мог.
...А Блок... Гении ведь не на каждом шагу встречаются, правда? А интересно: что Вам говорят Ваши Выросшие Девочки? Признают ли Вашу правоту?
24-04-2010 18:38

Кайгородцева Людмила Петровна
Ирина Анатольевна, да куда там?! Замуж выходили за страстно влюблённых юношей. Первое время глаза горели, задыхались от неземного счастия. Но после рождения детей начиналось то самое.

На вопрос: за кого же тогда замуж выходить, если не за любимого - отвечала по-писаному: за отца своих детей. А парням советовала искать мать для своих детей. По молодости не соглашались, возмущались, возражали. Опыту учились на собственных ошибках. Всё повторяется.
25-04-2010 09:52

Кайгородцева Людмила Петровна
«Собачье сердце». Три вопроса.
Он ещё собака Шарик. «Вечером потухала каменная пасть, в окне кухни над белой половинной занавесочкой стояла густая и важная пречистенская ночь с одинокой звездой». «Папироса Борменталя упала падучей звездой». Почему именно такая ночь?
……………………………………..
«К берегам священным Нила», — тихонько напевало божество, закусывая губы и вспоминая золотую внутренность Большого театра».
Другой любимый напев профессора Преображенского: «От Севильи до Гренады».
Почему именно эти мелодии писатель вкладывает в уста Филиппа Филипповича?
…………………………………………………
«… дверь из ванной нажали, и тотчас волна хлынула в коридорчик. В нём она разделилась на три потока... Вода уходила через дверь на гулкую лестницу прямо в пролёт лестницы и падала в подвал».
Понятно, что Булгаков устроил Потоп. Тогда – где Ноев ковчег, кто Ной?
……………………………………….

27-04-2010 09:50

Старостьянц Любовь Ивановна
Вопрос о напеваемых профессором строках интересный, но ответа у меня нет. Посмотрела в Интернете, нашла интересную статью И.Машникова http://www.hrono.info/slovo/2003_01/mashnik01_03.h tml

Автор объясняет: «К берегам священным Нила» - отсылка в прямом смысле к его берегам, то есть Преображенский – бог царства мёртвых Анубис, отсюда и собачье «божество». Мёртвых – потому что «все операции, проводимые Преображенским-Анубисом, обязаны заканчиваться смертью оперируемых». То, что выжил Шарик – это чудо и пугает профессора (автор доказывает примерами из текста). Шариков - «единственный положительный герой повести, истинное имя которого Русский народ» - заключает автор.


Строка «От Севильи до Гренады» - из поэмы А. Толстого «Дон Жуан».
Одна из версий (не моя, но нравится, да и сама к этому пришла тоже), что это – «вдохновенный гимн медицине»: «Я же той, кто всех прелестней, /Песнь и кровь мою отдам!». Далее следует дуэль, в которой погибает Командор, то есть Анубис, Аид – собирает свою жатву…

………………..
Ассоциация с потопом вызывает в памяти другую очистительную акцию Булгакова: «Роковые яйца», полчища выведенных гадов движутся от усадьбы Шереметевых на Москву. Убивает их мороз – 18 градусов…
………………..
С благодарностью выслушаю Ваши версии.
28-04-2010 18:07

Кайгородцева Людмила Петровна
"К берегам священным Нила" - и сразу возникают образы фараонов и жрецов, носителей ритуальных таинств. Я относила профессора как раз к таким жрецам. Думала, что медицина, наука могут обслуживать любую силу, представляющей власть. Главная задача жрецов - во что бы то ни стало сохранить тело, чтобы продлить и жизнь духа (идеи). Проблемы вечной жизни любой власти, вечной её молодости - отсюда. То, что профессор есть сам Анубис, не предполагала никогда. Тем интересней было прочитать рекомендуюемую статью.

"От Севильи до Гренады" - раз! - и образ Дон Кихота. Романтика. Придумщика, не желавшего видеть жизни реальной. Революции как раз и придумывали романтики (как было сказано не раз). Из головы. Революционеры, желавшиеся из никого сделать кого-то в одночасье, конечно, донкихотствующие люди...
28-04-2010 18:12

Борис Александрович Летучий
Уважаемая Людмила Петровна!

Ответы на свои вопросы касательно "Собачьего сердца", а также на вопросы, которые Вы, возможно, и не собирались задавать, Вы, быть может, найдёте в весьма своеобразном тексте Елены Грантовны Степанян " О Михаиле Булгакове и «собачьем сердце» ... "
28-04-2010 21:02

Старостьянц Любовь Ивановна

«Вечером потухала каменная пасть, в окне кухни над белой половинной занавесочкой стояла густая и важная пречистенская ночь с одинокой звездой». «Папироса Борменталя упала падучей звездой»




Из «Белой гвардии»: «у каждого человека есть своя звезда».

Появлению одинокой звезды в «Собачьем сердце» предшествует описание «каменной пасти»-печи в действии – это настоящий ад. Звезда появлялась над «половинной занавесочкой» и тут же скрывалась «за тяжкими шторами». Робкий свет посреди ада. Без комментариев. Тем более что в финале она снова скрывается: «Серые гармонии труб играли. Шторы скрыли густую пречистенскую ночь с ее одинокой звездою». Чьи это трубы? Тоже – ясно… билеты на «Аиду» уже взяты…
Персиков из «Роковые яица» тоже жил на Пречистенке, они и похожи.


«Падучая» звезда. Эпитет болезненный. Отсылка туда же – в аид, тема которого звучит во многих произведениях Булгакова. Вот в «Белой гвардии герои прикуривают: «загорелись две красные звездочки, и тут же сразу стало ясно, что значительно потемнело» - а взгляните на текст – ситуация безнадежна. Не падучая, но освещение ситуации то же.


В «Белой гвардии» строка «Кругом…была ночь, снег, и звезды крестами, и белый Млечный путь» звучит комментарием к закату сопротивления. И, заметьте, строка в целом воспринимается как «крестный путь».

«Белая гвардия» и начинается со звёзд:
«Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская - вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс».
И заканчивается роман обращением к небу: «…черное небо с играющими звездами… звезда Марс … разорвалась в замерзшей выси, брызнула огнем и оглушительно ударила».
Но человек (почти по тексту) ищет хоть какого-нибудь огня и не находит его, и неуклонно рвется взором к звездам. Ему в 19-м остается одна – живая, пятиконечная, но – Марс…
30-04-2010 16:34

Морозова Софья Сергеевна
Чувствую себя Багирой на Совете Стаи - "в Вашем собрании у меня нет никаких прав...", т.к. я искусствовед и на форуме оказалась случайно. Но я голосую за английский рукомойник, если Высокое собрание позволит высказаться любителю. Что может быть традиционнее английского рукомойника? К слову, они до сих пор стоят в старых отелях "для своих". Но почему английский? Не французский, итальянский... Потому, что великие достижения английского прогресса основываются на традициях. Идти вперед можно только тогда, когда есть надежная почва под ногами, хотя бы и в виде рукомойника. Сегодня рукомойник, завтра "лотус эсприт" и все для удобства Человека. Но ведь "дверь не запирается" - это тоже традиция, только русская. В деревнях (кстати, на Севере и до сих пор) не запирали двери не потому, что нечего красть или починить лень, а потому, что жили открыто и доверяли друг другу, соседям, скрывать нечего... Не запирать двери, но проявлять деликатность к тем, кто живет с тобой рядом, - может быть, от этого ближе к пониманию крепостных, как наделенных душой и чувствами человеков, нежели от утилитарного врачевания тел, но презрительного растления душ? Базаров противопоставляет явления, хотя должен был бы увидеть их общность. Вот он бы запер все двери в прямом и переносном смысле, к нему "запросто, в лаптях" не вломишься. Да, и рукомойник, ему вряд ли нравился - устройство таково, что вся твоя грязь перед тобой оказывается, смотреть приходится (по сию пору надо умываться в два приема - сначала смываешь грязь, потом наполняешь вновь и умываешься начисто, говорю по опыту житья в Оксфорде).А если вместо искреннего чувства размениваешься на телесные радости (не получилось с любовью - соблазним Фенечку), то водичка-то грязноватая получается! Где ж тут прогресс?
01-05-2010 19:09

Старостьянц Любовь Ивановна
Получается так тогда (о традициях):

Базаров: «В моей комнате английский рукомойник, а дверь не запирается».

В одном предложении – две традиции: английская и русская.
Базаров не прав, противопоставляя их.
Определение задач культуры: «поддержание статики общества, благодаря сохранению и воспроизведению традиции, и обеспечение его динамики, благодаря творческим инновациям». В этом смысле комната соответствует требованиям: русская традиция в виде незакрывающихся дверей сохранена и творческая инновация – иноземный рукомойник – тоже присутствует.

Вообще вижу, что логичнее звучало бы так: «В моей комнате английский рукомойник и дверь не запирается» - здесь отношения присоединения, и даже исчезает запятая как последняя преграда – ведь есть детерминант, общий член предложения-мысли («в моей комнате»).
Базаров поставил двойную преграду – это отражено даже на уровне синтаксиса. И погиб. Не сумев снять противоречия. В наше время не гибнут из-за этого: противоречия снять также легко, как сменить раскладку на клавиатуре.

Спасибо, дорогая Софья Сергеевна, за интересные рассуждения.
01-05-2010 20:05

Борис Александрович Летучий
"В наше время... противоречия снять так же легко, как сменить раскладку на клавиатуре".

Сменить раскладку клавиатуры не очень сложно. Я у себя на клавиатуре сменил английскую раскладку QWERTY (нарисованную на ней) на гораздо более удобную раскладку Дворака, а в русской раскладке поменял местами точку и запятую (теперь у меня запятая внизу, а точка вверху - стало удобней.

Но, видимо, даже сменить раскладку не очень просто: из всех тех, кому я рекомендовал сменить QWERTY на Дворака, сменил ровно один человек.

Что до противоречий... раскладку я поменял году в 1994-м, а противоречия до сих пор со мной. Видимо, снять противоречия и в наше время всё же немного трудней, чем поменять раскладку.
01-05-2010 23:07
Маркович Ирина Анатольевна
А можно - камерное "Что? Где? Когда?" (на общественных началах)?

...Студенты театрального вуза Германии для дипломного спектакля взяли пьесу русского автора. Вот отрывки из аннотации:
"Это произведение сейчас актуальнее, чем когда-либо... Экономический кризис не преодолен. Зазор между бедностью и богатством в нашей стране все увеличивается. Все большее число людей опасаются быть выброшенными за рамки общества. На улице оказались тысячи людей... Тенденция усиливается.
...Есть ли надежда вырваться из спирали безработицы, алкоголизма, насилия?"

Вопрос: о какой пьесе идет речь?
01-05-2010 23:25

Ельцова Вера Сергеевна
Похоже на пьесу Горького "На дне". Хотя - слова в данном отрывке из аннотации столь общи, что могут быть применимы к большинству пьес А.Н.Островского.
01-05-2010 23:37
Маркович Ирина Анатольевна
Уважаемая Вера Сергеевна!!!

Вы заслужили "Бриллиантовую сову"! Именно "На дне".
Полный зал - и получасовые овации. Вот оно как!
(Лука в джинсах и с мобильником - даже интереснее).
02-05-2010 00:23

Ельцова Вера Сергеевна
О! "Бриллиантовую сову" получить весьма приятно!
А мне Ваша идея, Ирина Анатольевна, понравилась. Нет ли у Вас ещё вопросов?

02-05-2010 06:44

Кайгородцева Людмила Петровна
.................................................

Только разница во времени не позволила ответить и мне. Тоже склонялась к варианту "На дне". Подумала, что в мире больше всего ставят Чехова и Горького. И на пьесу навела информация про тысячи безработных и бездомных... Но догадаешься не сразу.

Ирина Анатольевна, Ваш вопрос (в принципе) может быть взят организаторами какого-нибудь фестиваля за основу части театрального действа, когда участники уже на сцене сражаются за Колокол. Очень остроумно, неожиданно. А те люди, которые составляли аннотацию к спектаклю, подчеркнули (вольно или невольно) масштаб идеи пьесы.
.......................................... .....
«Собачье сердце». «… в окне кухни над белой половинной занавесочкой стояла густая и важная пречистенская ночь с одинокой звездой». «Папироса Борменталя упала падучей звездой». Почему именно такая ночь?

Моё предположение. Борменталь начал вести свой дневник сразу же после операции в самый тёмный день года – 22 декабря. В эти дни совершается поворот солнца на лето – явление космического масштаба. Это событие зафиксировал сюжет Рождества Христова. В рассказе это примерная дата сотворения из собаки человека. Христос наоборот.

«Белая половинная занавесочка» - будто те пелены, в которые будет завёрнут младенец. «Половинная» - человек наполовину. Пришествие в мир любого человека знаменует какая-то звезда, но она всегда – «одинокая». Как и человек. Ночь «важная» = важность события прихода на землю любого человека. Ночь «густая» - «Будь светильником самому себе» - из постулатов буддизма. Рождаемся, чтобы разогнать вокруг себя «густую» тьму. «Пречистенская» ночь (поработаем со словом, покрутим его) = пречистая ночь. Всякий приходит в мир чистым. А потом родители, страна и государство берут в руки краски и малюют наш портрет. В результате – Шариковы.

Елена Грантовна Степанян просит читателя идентифицировать себя не с профессором, а с собако-человеком Шариковым, который всё же не был Климом Чугункиным. Ему бы «мозг Спинозы», но не таков профессор – страшный человек, жрец, повелитель людских судеб. Ему Спинозы не нужны – позарятся на местоположение профессора в иерархии социальной пирамиды. Тыканье пальцем в Шарикова прекратится, если прикинешь, что всякий "ты" и есть он. Вот и Булгаков серьёзен: «в окне кухни над белой половинной занавесочкой стояла густая и важная пречистенская ночь с одинокой звездой»…
....................................... .......
«Папироса Борменталя упала падучей звездой».

Как бы ни были сильны "сильные", но и их жизнь равна жизни падучей звезды. Остальных, правда, это мало утешит.
......................................... .......
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
Гости не могут писать сообщения на форуме. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь