Всероссийский фестиваль русской речи "Русское слово"
Фестивль русской речи Русское слово 2010
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?

Просмотр темы "Сто книг"

ФорумЛитература от А до Я Сто книг

Автор

Сообщение

05-05-2010 20:32

Ельцова Вера Сергеевна
Да, такого от Герцена я не ожидала.

Мне, кстати, тоже хочется почитать текст рекламы позапрошлого века. Была бы Вам очень признательна, Ирина Анатольевна.
И спасибо за вопросы: было над чем поломать голову!

06-05-2010 00:57
Маркович Ирина Анатольевна
Вот, пожалуйста: фельетон-реклама: "Истинная и последняя эманципация рода человеческого от злейших врагов его".
Lib.ru/ классика: Александр Иванович Герцен. Статьи и фельетоны.
Да, прошу прощенья: впервые был не в "Московских ведомостях" - писала по памяти.
Я читала в доинтернетную эпоху - в книге воспоминаний родственницы Герцена Татьяны Пассек "Из дальних лет". Кстати, в книге много очень интересных деталей, скажем, описание первого бала автора и состояние девочки-подростка - явно послужили Толстому для "Войны и мира" (а он воспоминания читал).. Даже "дымковое платье с розой у корсажа" - перешло к Наташе)..
06-05-2010 14:38

Балдин Дмитрий Сергеевич
Спасибо, Ирина Анатольевна.

Засим, получается, турнир по морскому бою окончен?

А ведь у каждого учителя (словесника), я уверен, в закромах найдутся всякие интересные литературные задачки... И у Веры Сергеевны, и у Людмилы Петровны, Любови Ивановны, Сергея Ивановича, Татьяны Николаевны... (Сейчас я применяю "Правило Ксаверия".)

Вот в "Декамероне" персонажи рассказывали друг другу истории - и незаметно переждали чуму. И у нас впереди долгие летние вечера. Поиграем в литературные отгадки, глядишь - и мы все поумнеем, и оргкомитет, отдохнув, с новыми силами возьмётся за организацию.
07-05-2010 09:52

Кристиан Фламбо
Да, я забыл золотое правило: "Если хочешь, чтобы другие вошли в пещеру, войди в неё первым". Я вхожу в пещеру. Вот мой вопрос:

В результате проведения ассоциативного эксперимента на некое слово ИКС в качестве реакций были получены имена Иван, Степан, Фёдор и Сэмюэль, а также по одной стихотворной строчке Пушкина и Лермонтова. Воспроизведите эти строчки.
07-05-2010 12:15

Полыгалова Наталья Валерьевна
Пушкин: "Мой дядя самых честных правил..."
Лермонтов: "Скажи-ка, дядя..."
07-05-2010 13:32

Кристиан Фламбо
Yes, Наталья Валерьевна!

С Вас - новый вопрос.
07-05-2010 15:29

Полыгалова Наталья Валерьевна
Кристиан, благодарю. Буду отвечать на Ваши.
13-05-2010 14:38

Морозова Софья Сергеевна
Уважаемая Людмила Петровна!
Вот, что говорится по поводу символического значения ласточки в энциклопедии "Мифы народов мира": В мифологических представлениях образ ласточки обладает широкой символикой. В греческом мифе о двух сестрах Прокне и Филомеле боги превращают Филомелу в ласточку, а Прокну в соловья. Это объясняется тем, что муж Прокны вырезал Филомеле язык, она не могла петь!
В египетском мифе Исида в облике ласточки отправляется искать тело убитого и разъятого на части мужа Осириса.
Ласточка считается одним из воплощений Иисуса Христа (в христианской символике обращающиеся с молитвенной просьбой к богу уподобляются ласточкам, которые всегда голодны и страждут; молодая ласточка – символ жажды духовной пищи). Ласточка – вестник добра, счастья, надежды, положительного перехода, возрождения, утра, весны (не всегда гарантированного…)…
НО ласточка, прилетающая из-за моря, связана с иным миром, со смертью и жизнью. Отсюда и другой круг связанных с ней ассоциаций: ласточка, влетающая в окно – к смерти… Многочисленны примеры, когда ласточка выступает как символ опасности, непрочности и ненадежности жизни…
Мифы народов мира.т.2. М.,1988, С. 39
Прошу прощения за обширную цитату, хотя я и пыталась ее сократить, но жаль было потерять оттенки смысловых ассоциаций. Получается, что в булгаковском тексте появление ласточки предвещает развязку сцены с Прокуратором: слова Христа не будут услышаны в смысле, что он не будет помилован, но вызовут духовную жажду, он будет искать воссоединения с Иешуа, как единственной возможности на восстановление целостности своей души, и ласточка же дает надежду на избавление и возрождение.

Ваш второй вопрос (и ответ, разумеется!) о "пречистенской ночи" меня просто потряс своей глубиной и оригинальностью. Если позволите, маленькую топографическую ремарку. В обеденный перерыв прогулялась к "Калабуховскому" (вроде бы правильно цитирую) дому, правда, войти с "черного хода" с Чистого переулка сейчас не представляется возможным, но окна-то по-прежнему смотрят на Пречистенку, т.е. собственно на улицу, ведущую к Новодевичьему монастырю и в символическом значении к Пречистой Матери. Преображенский замахнулся не только на прерогативу природы в создании человека, но и на нечто большее - на БОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЕНИЕ. Человек, как известно, создан по образу и подобию Божию посредством земной женщины Марии ("любая баба" родит Спинозу). Исключив эту женскую составляющую воплощения образа, профессор создал лишь "копию" человека, которая всегда хуже оригинала, поверьте искусствоведу! Поэтому возникает и образ "падучей звезды" - "падшего ангела" (в Священных текстах Люцифера часто описывают именно падучей звездой) медицины.
13-05-2010 17:09

Кайгородцева Людмила Петровна
Дорогая Софья Сергеевна! Снимаю перед Вашими изысканиями... эх, шляпы нет. Сняла бы, но кланяюсь натурально. Мне надо осмыслить Вами предложенный материал. Справка обширна, глубока, отношение добросердечно. Где ж Вас так научили копать?

Вижу, что мои предположения мелки, излишне - пока что - прямолинейны, что ли. Ласточку связывала с умением строить дом над бездной. Прокуратор, который боялся отозваться на голос совести, казалось мне, строил такой же дом в душе . ((Не отпускали строки О. Мандельштама:
…Немногие для вечности живут,
Но если ты мгновенным озабочен –
Твой жребий страшен и твой
Дом непрочен!))
..................................... ....
А про "падучую звезду" и "звезду в пречистенскую ночь" - особое спасибо. Ну очень убедительно. Красиво к тому же!

Про потоп. Сначала думала, что потоп должен был смыть всех шариковых и швондеров (так в соцкритике писали). Но после статьи Степанян призадумалась: потоки изливались сверху, из квартиры профессора; такие, как они, жрецы-властители, хотели бы - и хотят - утопить живое, оставить несколько сотен тысяч для обслуживания нефтяных и газовых скважин и своей райской жизни... Что Вы думаете об идее потопа?
13-05-2010 18:43

Морозова Софья Сергеевна
Уважаемая Людмила Петровна!
Благодарю за теплый отзыв, мне он очень ценен и приятен. Что касается мест, где "научили копать", то я - однокашник профессора Преображенского и доктора Борменталя, "московский студент", т.е. выпускник МГУ. И в этом качестве хочу заступиться за "своих", уж простите мне нашу университетскую солидарность. Следуя логике ассоциации с потопом и восприятием профессора, как человека притязающего на роль Творца, можно предположить, что потоп местного значения преследует ту же цель, что и Великий Потоп, - очищение. А теперь еще раз вспомним "говорящую" фамилию профессора - Преображенский, тот, кто преображен, изменен, очищен, омыт. Думается, что не греша против библейской легенды, как путеводной нити, можно сказать, что Творец и Ной - две стороны образа профессора. Создав недостойную тварь (не помню точной цитаты, но что-такое, что Шарик был милейший пес, а Шариков сущий мерзавец), Господь-творец решает освободить от нее землю,, исправив собственную ошибку, но оставив праведника Ноя (не забудьте, в оригинале покаявшегося!!!) - преображенного пониманием своей неправоты, постижением глубины своего заблуждения профессора Преображенского, который в финале не только сам отвергает убийство, но удерживает от него доктора Борменталя, сознавая уже ответственность за духовную чистоту другого человека. "Я - московский студент...", т.е. человек способный учиться на ошибках. Таким образом, потоп нужен самому профессору, чтобы совершилось чудо Преображения. Ной должен возродить жизнь на Земле, преображенный профессор Преображенский должен возродиться к моральной и духовной жизни.
14-05-2010 14:33

Кайгородцева Людмила Петровна
Софья Сергеевна! У нас среди участников форума есть выпускники МГУ - правда, один химического факультета, а другая психологического. У меня вопрос: понятие "московский студент" - что это такое (помимо общей территории)? То, что Вы защищатете "своих," - ах, какая эта причастность!.. Святая, наверное, для всех?

Вы так интересно, нетривиально и глубоко отвечаете, что позволю себе обратиться к Вам: посмотрите внимательно на общение на этой Странице. Может быть, Вам что-нибудь понравится особо и Вы захотите прокомментировать (сказки или другое)? Меня же интересует вопрос: почему князь Николай Болконский не взлюбил Наташу Ростову? Может быть, и у Вас есть какие-нибудь вопросы. Задавайте - пообщаемся.

А у меня для Вас - и других тоже - вопрос, который родился очень давно. Но никак не могла найти в себе силы сформулировать его. Готовила его для «Что? Где? Когда?»

Мне думалось, что гениальные произведения всегда разовые, всегда эксклюзивные. Живописное произведение, о котором я хочу спросить, входить в тридцатку эпохальных рубежа века. Про него, как и многие, думала - единственное. Какового было моё удивление, когда в одной книге по искусству я увидела один в один то, что считают уникальным, но созданное в XVI веке. Подпись под той картинкой: Рождение вселенной. А каковы имя автора и название той, которая входит в тридцатку «эпохальных». Автор – человек иностранного происхождения.
14-05-2010 15:03
Маркович Ирина Анатольевна
Дорогая Людмила Петровна!

Я однажды попыталась ответить на вопрос о причинах неприязни Болконского-отца к Наташе. Каюсь, была не совсем внимательна к тексту. А здесь важно вот что: старик не видал Наташу НИ РАЗУ. Вышел к будущей невестке в непристойном (с точки зрения света) виде, просто потому, что настроил себя против нежеланного визита. Отнюдь не с целью досадить конкретной барышне.
Очевидно, отец просто не хотел брака Андрея ВООБЩЕ - с кем бы то ни было .Правда, из раздраженной фразы -"родство хорошее!" - можно сделать и вывод, что Болконскому не по душе титул графа.... Возможно - потаенное желание породниться с более знатной фамилией...
14-05-2010 16:13

Кайгородцева Людмила Петровна
Ирина Анатольевна! Но ведь старый князь - человек, который многое знал, видел и понимал. Понимал же он, что сыну нужна "жёнушка", внуку - мать, семья, чтобы продолжать родовое древо. А почему тогда сам не искал девушку из "более знатной фамилии"? Есть ли ещё какие-нибудь чисто психологические причины, потаённые?
15-05-2010 16:17

Кайгородцева Людмила Петровна
Ирина Анатольевна! День прошёл, думала над вопросом. "Потаённые" причины для меня - это, может быть, что-нибудь связанное с боевой юностью старших Болконского и Ростова? Возможно, Ростов как-нибудь не так себя повёл? ... Хотя чего уж так глубоко копать? Остановимся на неродстве генеалогии. Мне жаль, что не дано уже понять кровную разницу между князьми и графами. Спасибо за ответ.
15-05-2010 18:50
Маркович Ирина Анатольевна
Людмила Петровна, я думаю, сам Болконский - вернее, Толстой его устами - и отвечает на Ваш вопрос - причем вполне откровенно: "Он не мог понять того, чтобы кто-нибудь хотел изменять жизнь, вносить в нее что-нибудь новое, когда жизнь для него уже кончалась. — «Дали бы только дожить так, как я хочу, а потом бы делали, что хотели», говорил себе старик.

А все остальное - именно дипломатия для виду: и родство якобы не блестящее (я тоже не знаток титулов, но ясно, что графья будут пониже князьев), и юный возраст Наташи (хотя - откровенно: ну как иначе мог думать семидесятилетний человек - вот именно, мудрый и поживший, верно говорите! - о шестнадцатилетней мачехе для обожаемого внука?)
Вы полагаете Болконского-сениора столь заботливым отцом? Так ли? А как назвать человека, единственным желанием которого было - не устраивать личную жизнь дочери, невзрачной, давно на выданье? А все потому, что разлучаться неохота! И притом портить жизнь этой дочери, срывать раздражение, письма перлюстрировать - это как называется? (Кстати - слова Толстого "княжна Марья заслуживала такого обращения" - в самом деле загадка. Чем заслуживала-то? Покорностью? Терпением? А как же - непротивление?)
.........................
О художниках. Любопытный вопрос. Но, честно говоря, мне он кажется несколько нечетко сформулированным. А, может, все - невежество мое?
Единственный мой домысел: у Чюрлениса (граница 19-го и 20-го столетий, полу-немец, полу-литовец, ну, литовцы его исключительно своим признают), - цикл "Сотворение мира", и у Микельанджело (16-й век) такой же цикл... Правда, манеру письма просто трудно придумать более различную...
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
Гости не могут писать сообщения на форуме. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь