Всероссийский фестиваль русской речи "Русское слово"
Фестивль русской речи Русское слово 2010
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?

Просмотр темы "Сто книг"

ФорумЛитература от А до Я Сто книг

Автор

Сообщение

30-11-2009 02:45
Маркович Ирина Анатольевна
Не тема - океан... И труднее всего именно тем, кто составляет такие списки для школ. Ведь это значит: обязательно читать, верно? Но нужно ли говорить УЧИТЕЛЯМ, с каким, простите за прозу (и не сочтите высокомерием), человеческим материалом им приходится работать?
Разве дело только в том, чему научит Булгаков? Он-то душу переворачивает, ну, а если душа подростка спит?
Диалог в трамвае (ни буквы не добавляю). Две школьницы: "Ну, ты читала "Мастера и Маргариту"? - "Ой, та ты шо, такая муть!"
Булгаков в гробу перевернулся бы, узнай он, что такого уровня читателям его предлагают...
Я вот думаю: может, все-таки, эту вещь давать факультативно? Или - вообще дать учителю - литератору - больше свободы в выборе произведений для классного - и внеклассного изучения? Конкретный учитель видит и знает конкретных ребят, соответственно и выберет книги. Ведь не принуждают же врача всем подряд прописывать одно и то же лекарство! А если у иного оно вызовет аллергию?
Я сама всю жизнь предлагаю друзьям и знакомым - прочти то или иное... И всегда прислушиваюсь к подобным советам. Но ведь это надо действительно хорошо знать человека...
Вот и в нашем обмене мнениями - у меня несогласия: рекомендовать вместо книг - фильмы! Ну, знаете, Андрей Дмитриевич! Или: для Вас Грин - скучен? А я думаю, "Алые паруса" - не повесть, но Вершинный Символ...
30-11-2009 20:20

Старостьянц Любовь Ивановна
Очень хорошее предложение: «дать учителю - литератору - больше свободы в выборе произведений для классного - и внеклассного изучения».

И факт - «выбрать произведения для изучения в школе – труд фантастический».

А вот я знаю не понаслышке, что у Кайгородцевой читали почти все дети класса. И читали произведения целиком, успевая при особой методике быстро осилить учебный материал.
Особенно мне понравились уроки по «Трём мушкетерам», для средних классов, если не ошибаюсь.

Людмила Петровна! Я уже слышала и вопросы Ваши для детей – по этой теме, и я читала их ответы. Дети действительно работали – включившись в урок, в тему; их ответы были результатом работы оживившейся мысли (школа, где Вы преподавали, была самая обыкновенная). Вы оживляли (я тоже не хочу обидеть – но дети и в самом деле сами, бывает, плохо включаются в урок) именно – человеческий материал, представленный весьма разнородно в Вашем бывшем классе…

Завершая тему, Вы вручали каждому подростку «Кодекс чести мушкетёров», составленный Вами по пройденному произведению. Очень хотелось бы видеть его здесь, на форуме, где встречаются люди необыкновенные, а о таких преподавателях, как здесь, мечтал бы любой родитель для своего чада (я мечтаю, у нас не совсем так).
30-11-2009 22:06

Кристиан Фламбо
Ирина Анатольевна,
чувствую себя последним болваном. Женщина посвятила мне стихи, а я даже не поблагодарил. А тут слышу: в форточку кто-то стучит. Открываю – Муза: «На улице дождь, пусти погреться». Я впустил. Но, поскольку она промокла, то и стихи получились соответствующие.

Гель-Гью, Каперна, Лисс и Зурбаган
Мне в детстве ум и душу волновали.
Но вижу: всё – мираж, фантом, обман,
И Грин сегодня ценится едва ли.

Вы – Фрези Грант, а я смотрю Вам вслед.
Вы по волнам скользите, улыбаясь.
Вы дальше, дальше – и уже Вас нет.
Я вижу тьму и сам во тьме теряюсь.

Хотел бы я найти златую цепь,
Сшить паруса и к Вам на них примчаться.
Но рядом моря нет – а степь да степь,
Где ямщики всё норовят прощаться.

И я – не Грей. Я – Немо, я – Никто.
Я в глубине, и солнца не увижу.
И не склоняются кино, метро, пальто.
И не был я ни в Риме, ни в Париже.
01-12-2009 08:24

Жук Сергей Иванович
Просмотрел несколько школьных программ. В авторской программе по литературному чтению для 4 класса в разделе: "Советуем прочитать" обнаружил ровно 40 книжек! А сколько ещё по программе?! А сколько детьми уже прочитано с 1 по 3 классы! Выходит план-то ваш давно перевыполнен десятилетними ребятишками.
01-12-2009 12:01

Кайгородцева Людмила Петровна
Ответ Любови Ивановне и Ирине Анатольевне.

На первой странице Папки "Три мушкетера" запись: 612 страниц (для сравнения: две части учебника содержат около 500 страниц. Вопросов по тексту - 353, предложений по русскому языку - 160. Время чтения - 4-ая четверть 7-го класса.

Не сразу спохватилась, что надо записывать ответы детей. Отвечали только письменно. Потом, когда тетради сдавались, шло обсуждение - штормовая буря. Меня интересовало: читают ли, понимают ли? Ответы вам скажут всё.

(Отправлять буду частями - весь текст не берется.)

1. Короля на месте не оказалось. Почему Дюма придумал ему именно такое развлечение - охоту?
• Березовская Света (2004): Он охотился не только на зверей, но и на людей.
• Ушаков Максим (2004): Король был безжалостным.
• Ортикова Замира (2009): Началась охота: король охотился за доказательствами, что королева изменяет ему с герцогом, а королева охотилась на кардинала, кардинал – на королеву.
• Арыков Женя (2009): Они сами были как охотники друг на друга.

2. Как гасконец узнал по ногам г-жи Бонасье, что она не принадлежит к знатным дамам?
• Обувь стоптанная. Мозоли.
• Максимова Люда (2004): Пятки шелушились, и вены выходили.

3. Почему для королевы автор выбрал платье зеленого цвета?
• Ермизина Катя (2004): Шелк никогда не поблекнет, как и королева.
• Ильиных Настя (2004): Цвет романтичный.
• Ортикова Замира (2009): Зеленый цвет – цвет надежды, что пора действовать.
• Пономарева Ира (2009): Анна Австрийская была королевой, и её платье, словно свежая зелень, было похоже на нее.
• Иванькова Катя (2009): Она была совершенна как летний свежий день.
• Скиба Илья (2009): Она, как весна, растопила сердце герцога.
• Губарева Полина (2009): У королевы были изумрудные глаза.
• Джафарова Гунай (2009): Это цвет величия, высокого сана.
• Смирнов Влад (2009): Платье как Змея. Она любила природу.
• Кудряшова Юля (2009): Атлас – ткань королей.

01-12-2009 12:04

Кайгородцева Людмила Петровна
Продолжение.

4. Портосу на обеде г-жи Кокнар было подано крылышко - не самая вкусная часть. Почему именно крылышко?
• Ильиных Настя (2004): символ любви, крылышко как у ангелов – романтично.
• Зурнаджян Левон (2004): Он летал на небесах от любви.
• Березовская Света (2004): Крылышко – символ свободы.
• Скиба Илья (2009): Мяса в крыле так же мало, как и в любви Портоса к г-же Кокнар.
• Ортикова Замира (2009): Прокурорша дала знак, что она поможет Портосу раздобыть экипировку. Прокурорша взяла Портоса под своё крыло, она была согласна обеспечивать Портоса.
• Черняк Андрей (2009): Чтоб летел отсюда!

5. Женщины содержали мужчин. Нет ли здесь ошибки писателя?• Ермизина Катя (2004): Мушкетеры защищали страну, в которой живут женщины. Значит, долг женщин – помогать мушкетерам.
• Максимова Люда (2004): Если женщина влюбилась в мушкетера, она будет делать для него все, что она захочет.
• Ушаков Максим (2004): Мужчины были на содержании у женщин в то время.
• Березовская Света (2004): Дюма хотел сказать, что надо помогать своим любимым, если ты, конечно, любишь. Потому что мужчины, которые красивы и молоды, они бедны.
• Пономарева Ира (2009): А. Дюма ничего не напутал, нельзя судить в настоящее время о поступках того времени.
• Ганова Лиза (2009): Дюма ничего не напутал, но жить за счет любовницы неправильно, некрасиво и мерзко.
• Алексеев Максим (2009): Любовницы в восторге от крепких мужичков.
• Иванькова Катя (2009): Они не просто мужчины, они – мушкетеры. Им можно.
• Скиба Илья (2009): Дюма, конечно, напутал, ведь взрослые мужчины, тем более мушкетеры, должны содержать своих любовниц.

6. Начинается гроза. Миледи бежит из заточения с Фельтоном. Зачем Дюма устроил грозу?
• Скиба Илья (2009): Дюма хотел им помешать, чтоб предупредить стражу о том, что творится что-то страшное.
• Ортикова Замира (2009): Гроза – символ угрозы, предательства. Это был знак и Фельтону, что за помощь миледи он будет наказан, миледи его предаст.
• Джафарова Гунай (2009): Гроза – они делают плохое дело, зло. Знак Фельтону, что он спасает коварную женщину.
• Андреева Катя (2009): Гром и гроза как гнев в ее сердце.
• Иванов Лёня (2009): Бог не хочет, чтобы они выбрались и выставляет им препятствия.
• Кузнецова Алёна (2009): Гроза – символ зла, гроза помогает, чтобы миледи сбежала.
• Батискина Полина (2009): Это был знак неудачи для миледи.
• Арыков Женя (2009): Гроза олицетворяла освобождение тьмы, демона, в данном случае миледи.
• Пономарева Ира (2009): Было темно, а вспышки грозы могли осветить им путь.
• Алексеев Максим (2009): Гроза – символ ярости и гнева. Чтобы они никуда не бежали.
• Губарева Полина (2009): Гроза – это символ преграды.
• Черняк Андрей (2009): Символ надвигающейся угрозы для миледи.
• Ганова Лиза (2009): Это символ самой миледи. Она сама как гроза, у нее хороший ум, и она зла. Все боятся ее саму, ее ума и хитрости.

01-12-2009 12:10

Кайгородцева Людмила Петровна
Окончание.

7. Почему Дюма «убивает» Бекингэма, ведь Анна Австрийская будет потом долго слезы лить, у нее не будет возлюбленного. Почему мушкетеры, которые должны быть патриотами, косвенно помогают врагу-англичанину; сами они невольно «играют» против короля, которому давали присягу? • Губарева Полина (2009): Нельзя любить двоих, это может плохо кончиться.
• Пономарева Ира (2009): Чтобы у короля тоже появился шанс, чтобы его королева полюбила.
• Скиба Илья (2009): Королева живет слишком хорошо. Она не знает о горестях жизни. Дюма посылает ей несчастье, чтобы жизнь сахаром не казалась.

В конце 6-го класса, в начале 7-го шли просьбы к родителям - приобрести книгу в личную библиотеку. Назывались характеристики. Большинство родителей вняли. Некоторые дети пользовались библиотечными фондами. У двух мальчиков тексты были в телефоне (они нас всё время тормозили).

После прочтения всем детям, имеющим личную книгу, дарила на память "Кодекс чести мушкетёров". Но об этом чуть позже.
01-12-2009 13:39

Кайгородцева Людмила Петровна
Итак, после прочтения книги (всей!) следовал еще урок-вечер. Была сделана подборка слайдов: как могли выглядеть мушкетеры, их жилища, Париж, виды пейзажа. Были розданы детям тексты: если "портрет" Атоса, то его характеристика. Дети, как могли, в оделись в соответствующие костюмы. И часа полтора мы вспоминали роман Дюма. Потом поделили родителей и детей на две группы. Вновь последовали вопросы, на которые лихо - при помощи книги, чтобы дать цитату - отвечали дети. И почти никак - взрослые. Вечер заключался чинным танцем и "Кодексом чести мушкетёров". Каждому ученику с личной книгой вручался именной листок. Просила - положите в книгу и забудьте. Когда сами станете взрослыми, откроете книгу, вспомните текст, вопросы. Сами сможете читать вместе со своим ребенком роман. И станете ему учителем. Вот текст без купюр.
(По частям.)

Дорогая УЛЯ !
2008-2009 учебный год.
7 класс В

Всю четверть мы читали книгу, которая входит в число 100 лучших книг мировой литературы! Спасибо за твой человеческий и читательский труд. Ты росла вместе с героями книги. Ты была свободным человеком при чтении. Ты стала мудрее. Передай свой читательский опыт своим детям и внукам, когда придет время. Перечитывай на досуге книгу и следуй «Кодексу чести» мушкетеров.

«Кодекс чести» мушкетера и дворянина
(по книге А. Дюма «Три мушкетера»)

1. Все за одного, один за всех! (Все четверо хором произнесли слова, подсказанные им Д’ Артаньяном.)

2. «Не покоряться никому, кроме короля, кардинала и господина де Тревиля». Это был совет отца Д’ Артаньяну.

3. Совет капитана мушкетеров господина де Тревиля гасконцу: « Если кто-нибудь затеет с вами ссору – постарайтесь уклониться от нее, будь зачинщик хоть десятилетним ребенком. Если на вас нападут, днем или ночью, - отступайте и не стыдитесь».

4. У дворянина и мушкетера было только одно слово. (Атос: Монсеньор, мы дворяне и не стали бы лгать даже ради спасения жизни! Сравни, как по такому поводу сказал Планше: А я ведь не дворянин, так что мне позволено лгать).

5. Атос: Сохраните вверенную вам тайну. (Портос был ранен, но приврал, что оступился при дуэли. Д’ Артаньян выслушал, но, зная правду, решил не ранить друга. Он понял также, что нельзя уязвлять самолюбие друга.) При разговоре с Д’ Артаньяном Атос спросил у друга, чья это тайна и разрешили ли те люди кого-либо посвящать в эту тайну.

6. Арамис: Молчание – это последняя радость несчастных; не выдавайте никому своей скорби.

7. Отношение к деньгам:
• Атос побеждает на дуэли англичанина. Решают проблему: кому отдать кошелек с деньгами англичанина. Решили очень быстро: слуге этого человека.
• Палач не взял денег за справедливое возмездие. Деньги он выбросил в воду и сказал: «Пусть эта женщина тоже знает, что я исполняю не свое ремесло, а свой долг».
Атос никогда не торговался. Если вещь ему подходила, он всякий раз платил требуемую сумму, даже не пытаясь сбавить ее.

8. Портос, видя, что он всецело во власти противника, признал себя побежденным. [Надо уметь признавать себя побежденным, а не ругать победителя последними словами.]
01-12-2009 13:47

Кайгородцева Людмила Петровна
Окончание.

9. После чего незнакомец спросил, как его (Портоса) имя, и, узнав, что его зовут Портос, а не Д’ Артаньян, предложил ему опереться на его руку, довел до гостиницы, вскочил на лошадь и исчез.

10. Д’ Артаньян не нашел ничего более остроумного, как посоветовал миледи простить де Варда и отказаться от ее жестоких замыслов.

11. Атос рассказывает гасконцу историю своей любви, но рассказывает от третьего лица – как бы не о себе, а о каком-то человеке. То есть он не уничижал (так говорил А. Чехов) себя в глазах другого человека.

12. Решают проблему, куда пойти Д’ Артаньяну: одно свидание с дамой, другое – с кардиналом. Арамис: Учтивый кавалер не может не пойти на свидание, назначенное ему дамой, но благоразумный дворянин может найти себе оправдание, не явившись к его высокопреосвященству.

13. Д’ Артаньян рассказывает о том, что происходило с ним в бастионе. Но он привирает. «... Я не прощу вам, что вы заставили меня прийти, не дав отдохнуть после нынешней ночи, после того как я брал и разрушал бастион! Ах, как жаль господа, что вас там не было! Жаркое было дело!» [Такому молодцу можно и простить невинное хвастовство.]

14. – Любезный Атос, я восхищен вами, но в конце концов мы все-таки не правы. [То есть дворяне и мушкетеры могли признать ошибку. Причем младший Д’ Артаньян не побоялся сказать такие слова самому Атосу.]

15. Фельтон: Поскольку пленница все-таки женщина, я хотел проявить к ней внимание, которое всякий благовоспитанный человек обязан оказывать женщине, если не ради нее, то, по крайней мере, ради собственного достоинства.

16. Все интриги кончены. Гордиевы узлы развязаны. Ришелье, обращаясь к шевалье де Рошфору и Д’ Артаньяну, говорит: Рошфор, перед вами господин Д’ Артаньян. Я принимаю его в число моих друзей, а потому поцелуйтесь оба и ведите себя благоразумно, если хотите сберечь ваши головы. [Хороший совет всем, кто был когда-то в ссоре.]

Подпись.
Дата.

Роман Дюма позволил мне, учителю, говорить с детьми о жизни: о политике, этике взаимоотношений, о морали и нравах того времени, о психологии и многом другом.

Не думайте, что легко дался этот опыт. Однажды с меня сняли два часа литературы - мальчику, сыну учительницы, не понравилось чтение. Было собрание. Трое мамочек поддержали учительницу. Никакие мои доводы, зачем надо читать именно этот роман, не были услышаны. Раны не будут зализаны никогда. Администрация запрещала мне читать книги полностью. Смешно, нелепо и страшно: администратор по диплому словесник.

Но я продолжила работать с текстами. Записывалось одно, а читалось другое.
01-12-2009 13:55

Кайгородцева Людмила Петровна
Зачем дала эти тексты на форум? Но ведь обсуждаем 100 лучших книг. Представила конкретный опыт.

"Кодекс чести мушкетеров" составляли вместе с учениками. И после лета они еще приносили. Всё совместно и радостно обсуждалось. Значит, радовалось сердце, были задеты.

Кстати, кликнула в Сети. Аналогичное нашей корзинке ничего не нашла. Много раз слышала о таком "кодексе", но что означает это конкретно, читать не доводилось. Вот и завершили достойно, на мой взгляд, чтение хорошей книги.

А после "Алых парусов" посмотрели фильм, дети рвались обсуждать книгу и фильм. Но я предложила сделать выставку рисунков. Форм много, чтобы сделать попытку разбудить в ученике человека и читателя.

Поскольку это сайт и учителей-словесников, наверное, стоит надеяться на продолжение темы?
11-12-2009 15:56
Маркович Ирина Анатольевна
Уважаемый Кристиан Сергеевич!
Благодарю за посвящение. Но, право, удобнее в подобном ключе общаться в разделе "Ваше творчество"...
11-12-2009 16:35
Маркович Ирина Анатольевна
Дорогая Людмила Петровна!

Запоздала с ответом - проблемы с компьютером.

Я не педагог, но, уверена, что имею право голоса: простите за повторение, выросла в учительской семье.

Ваше (вернее, совместное с ребятами) повествование о мушкетерах - праздник сердца. (Поверьте, я нисколько не преувеличиваю, и вообще мой огромный недостаток - стараюсь всегда говорить правду).

Так вот, на месте должностных лиц из минобразования я бы выпустила Ваш опыт миллионными тиражами. Повезло же ребятам с таким учителем!

(Кстати, "Три мушкетера" были некогда наилюбимейшим чтением моего сына. Особено почему-то он веселился, когда дама сердца потчевала Портоса старой курятиной).

А непонимание родителей... Увы, у моей мамы - отличника просвещенья, фанатика-учителя - проблемы с родителями случались чаще, чем с детьми...

Вспомнилось великолепное издание "Трех мушкетеров", купленное мною с рук: Ленинград, где-то 80-й год, стильные иллюстрации под Среднековье, переложенные папиросной бумагой, невероятной красоты шрифт... (Представьте, пришлось отдать взамен утраченного старого романа). Вдруг Вам повезет - и увидите эту книгу! Вот были Мастера! (Сейчас обложки лаковые, бумага белейшая, это да, а Книгу как целое не видят издатели).
12-12-2009 05:06

Кайгородцева Людмила Петровна
Ирина Анатольевна, Вы, может быть, говорите про иллюстрации Мориса Лелуара или Абрахама Босса? У меня же книга из серии Библиотека мировой литературы для детей с иллюстрациями И. С. Кускова, тоже отвечающими духу романа. Мечталось делать еще и выставки иллюстраций - взять похожие по сюжету листы, повесить на стеночке рядом и посравнивать. То-то, по моему разумению, был бы праздник!..

А когда читали Бажова, то в конце уже задавала вопрос по иллюстрациям. Помню много нарядных изданий. Похвалам родителям и книгам не было конца.

Для вопроса выбирала двух художников - один расписывал страницы хохломскими узорами-растениями - "весёленькими", а другой (А. Велюкин) был суров и в живописи сдержан.

Для выяснения истины мне пришлось очень хвалить "хохлому". Лису из русских сказок помните? И глаза к небесам поднимала, и лапу к сердцу прижимала, и голос слаще мёда делала. Но ответ этот, на мой взгляд, был неверный. А мне хотелось узнать, насколько сами дети поняли Бажова.

Конечно, очень боялась проверять ответы, особенно после пиархода. Многие поддавались на мой обман (дети!), но находились всегда три-четыре человека, которые доверяли своему нарождающему чутью истинного читателя. Их же просила и откомментировать ответы.

Последнее выявляло не только выбор "правильного" читателя, но и позицию человека. Это большая радость - присутствовать при рождении личности!
12-12-2009 13:06

Кайгородцева Людмила Петровна
Дорогая Ирина Анатольевна! Предложите, пожалуйста, свой список 10 книг, которые человеку надобно прочитать обязательно (вариант: перечитать).
13-12-2009 05:27

Кайгородцева Людмила Петровна
Всем. Меня в последнее время вопрос: что надо прочесть, чтобы...- до того измотал, что сейчас я уже думаю, что можно прожить, вообще не читая какие-то особенные книги. Люди разгадывают кроссворды, пролистывают газеты, не утруждая себя проблемами бытия. И живут, знаете ли, не хуже других.

... ?!?!
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
Гости не могут писать сообщения на форуме. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь