Всероссийский фестиваль русской речи "Русское слово"
Фестивль русской речи Русское слово 2010
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?

Просмотр темы "Сто книг"

ФорумЛитература от А до Я Сто книг

Автор

Сообщение

23-03-2010 15:09

Кайгородцева Людмила Петровна
У каждого читающего человека остается масса неразгаданных после чтения вопросов. Часто эти разгадки касаются самой жизни. Наверное, поэтому, как утверждают многие, читающий человек никогда не бывает одиноким. Предлагаю на этой странице поделиться своими духовными открытиями. Вопросик задать. Ответить умно/сверх умно и эрудированно или, наоборот, позубоскалить, поёрничать.

Начну со сказок. «Снесла курочка яичко…» До сих пор для меня нет ответа на два вопроса:
1) Почему яйцо авторы сказки сделали именно золотым?
2) Почему дед и бабка начинают плакать – ведь они хотели разбить то яйцо, добились и … заплакали. По какому поводу они лили слёзы?
3) Это прошу подтвердить, опровергнуть или развить: «мышка с хвостиком» - это «случай»? Вообще – о чём эта сказка?
23-03-2010 19:15

Старостьянц Любовь Ивановна
«Курочка Ряба» - одна из древних сказок, сказок о животных; сказок, несущих в себе представление о мире и месте человека в нём.

Символика сказки:
«Дед с бабкой» - речь идёт не о репродуктивной семье, а о союзе направленных на постижение тайн умов. Возраст, как правило, – гарантия мудрости.

«Курочка», «мышка» - символ природы, то благосклонной, то жестокой к человеку. Природа преподносит пытливцам загадки и уроки.

«Золотое яичко» - универсальное знание о мире (яйцо всегда было символом Вселенной). Попытки человека расколоть его трудоёмки (подчёркнуто тавтологией) и обречены на неудачу.
Вещь в себе непознаваема – ни бабке, ни деду не постичь сущности золотого яйца.

Разбитое мышью яйцо – догадка человека, что «истина где-то рядом», но от этого она не становится менее недосягаемой. Отсюда – слёзы бессилия.

Альтернатива яйцу золотому – яйцо простое – означает доступное знание, практическое. Оно даёт человеку возможность обеспечить себя материально, не возводя очи горе. Надо только суметь добиться от курочки исполнения обещанного – но это уже выходит за рамки текста.

Светом и источником вечной притягательности сказки всё же остаётся яичко золотое как внутренняя необходимость движения к прекрасному.

«Курочку Рябу» можно назвать вариантом мифа о Прометее, несущем знание.
24-03-2010 02:54

Кайгородцева Людмила Петровна
Люба, где ты раньше была? Особенно понравилось про почему "дед с бабкой". Да и сопоставление (противопоставление) золотого и простого яйца (знания универсальные и обыденные) понравилось. Ты тучи во мне развела руками! Для меня данная сказка была таким местом, где хаживала сотни раз, но не узнавала. А ты будто сняла повязку с меня. Твоя трактовка прибавила мне знаний. Про Прометея отдельный книксен (почем у нет, и очень по-русски). Спасибо. Весь ответ забираю к себе.

Ну, может быть, ты знаешь, как объяснить, почему в сказке про Репку 1)
1) нет родителей девочки?
2) Почему "внучка", а, скажем, не внучок? (передача знаний для девичью кодировку?)
3) Что в символике могут обозначать те домашние звери? (Ну и параллель с европейскими мифами - если есть. Должны быть).
24-03-2010 03:39

Кайгородцева Людмила Петровна
Почему плакали дед с бабой? Если золотое яйцо = абсолютные истины, недоступные разуму человека в принципе, то, полагаю, что оно само русский аналог ящику Пандоры -откроешь - наплачешься? Сказка задолго предупреждает. Красиво...
24-03-2010 10:36

Старостьянц Любовь Ивановна
Думаю, гендерная проблема здесь не слишком ярко высвечена. Возможно, сказка более поздняя, чем о курочке, потому что впереди – "дедка". То, что третьей «внучка», не "внучок", - дань бывшему ранее матриархальному прошлому.
Родители не нужны – возрастное противопоставление здесь имеет значение в схеме передачи знаний от старшего к младшему.

Сказка про репку всегда нравилась меньше. Теперь вижу, что "репка" - "яичко простое". То есть община обеспечивает себе пропитание – не более.

Задумалась о роли привлечения животных, параллелей в зарубежной литературе не вижу – вспоминается только волк, пантера и лев в "сумрачном лесу" Данте как символы злобы, ярости и хитрости. Но в русской сказке животные – помощники. О пособниках дьявола здесь речи нет.
Как нет пока и ответа на вопрос о животных..

Подумалось, что «кошкой» могли назвать нерадивую сноху – характер лукавый. А смысл в том, может, что только при правильной организации процесса материальное производство дает желаемые результаты. Умение направить энергию каждого на созидание – думаю, так. Хотя целостной концепции пока не видится.
24-03-2010 12:17

Кайгородцева Людмила Петровна
Про Репку – дополнение. Почему нет родителей, хотя перед читателем явно семья? Думаю, что правильнее было бы (по урокам авторов сказки), когда опыт передавали именно деды, то есть первое поколение – третьему. А родители тем временем занимались проблемами насущными. Урок дедам – не уходить раньше времени и не отстраняться, пока не передашь сумму наработанных знаний и умений.

Только как сейчас быть, если деды, к примеру, люди лесные, аграрии, а внуки – люди сугубо городские: врачи, адвокаты или строители?

Если брать опыт шире профессиональных навыков – опыт взаимодействия с людьми, миром, верой – то его можно и нужно передавать. Сложностей здесь почти нет (сложность может быть одна – ненаработанность вышеозначенного). Кроме этого существует ведь и опыт личного бытия: девочке – иголка, пища, дети, муж, родня. Мальчику - добыча материальных благ, отношение к семье в целом.

Очень неожиданно и понравилось, что собака/кошка могут отражать побочную линию семьи: сноха (кошка – ей дом важнее), зять (собака – внешняя охрана дома).
24-03-2010 16:04

Старостьянц Любовь Ивановна
Но упущена мысль о мыши.
25-03-2010 09:28

Кайгородцева Людмила Петровна
Какое у нас представление о мыши? Маленькая, серая (= незаметная), тихая. Поэтому символика ее в данной сказке может быть такова:
1) в плане системы образов. В семьях могли жить бесполезные для хозяйственной деятельности люди: состарившиеся мамки-няньки, одинокие тётки, приживалки, странницы. Это могло быть и неразумное годовалое дитя: толку мало – для увеселения, поднятия духа.
2) это может быть последнее физически-душевное усилие (типа «эх!), без которого не завершить трудное начатое дело, даже просто импульс желания - не бросить, а завершить.
25-03-2010 10:35

Старостьянц Любовь Ивановна
Представила эту заключительную мышку в конце - заканчивающуюяся точкой - кончиком длинного серого хвоста: "Эх!". Мышка - междометие. Хвост – восклицательный знак.
25-03-2010 10:46

Старостьянц Любовь Ивановна
Навскидку заглянула в сборник Бродского. Хорошего о мышах услышать от него, кота (в письмах родителям: «Дорогие мои коты!») не ожидала. С удивлением обнаружила, что Бродский не только кот, но и мышь. И очень часто! Вот пример, из раннего (1963):

В твоих часах не только ход, но тишь.
Притом их путь лишен подобья круга.
Так в ходиках: не только кот, но мышь;
они живут, должно быть, друг для друга.
Дрожат, скребутся, путаются в днях.
Но их возня, грызня и неизбывность
почти что незаметна в деревнях,
где вообще в домах роится живность.
Там каждый час стирается в уме,
и лет былых бесплотные фигуры
теряются -- особенно к зиме,
когда в сенях толпятся козы, овцы, куры.
………………………………….
Чистой воды присвоение пушкинского образа «мышьей беготни».
25-03-2010 21:01

Старостьянц Любовь Ивановна
Искала информацию о мышках, нашла о собаках. Первый кусок хлеба – собаке.
А.М. Ремизов пересказывает предание:
Раньше всего было вдоволь, хлеба вволю. Ржаной колос с земли начинался у самого корня и был метлистый, как у овса. Ни косить, не жать нельзя было, подрезали колосья каменным шилом, чтобы не растерять зёрна. И случилось однажды, вышел Христос странником на поле, вышел посмотреть, как живут его люди. А как живут люди? Известно, и хлеба по горло - сыты, так другим чем возьмутся друг друга корить – осатанели!
……Разгневался странник и, став посреди поля, позвал страшную тучу.
И поднялась на его зов страшная туча. Загремела гроза.
Палило огнём и всё прочее – все смыло, сбило градом, спалило огнём. Черно, пусто, голо на вольготной богатой земле. Только один колос остался на длинной соломе.
Тут-то собака вышла из конурки, и завыла: «Есть хочу!» И тронули бога собачьи слёзы, снял бог грозную тучу. Засветило солнце, пригрело. И остался на земле маленький колос – собачий, что собаке за слёзы её пришлось от бока, маленький колос собачий, на длинной соломе. С той поры и едят люди долю собачью. Наша доля собачья! (Грушко Е.А., Медведев Ю.М.Русские легенды и предания. – М.:Изд-во Эксмо, 2005. Стр. 574)

26-03-2010 09:07

Кайгородцева Людмила Петровна
Отец моей знакомой говорил: сначала собаку накормить надо, потом самому поесть... Любые знания раздвигают горизонты нашего восприятия.

Нашла ошибку в сказке «12 месяцев». Корзина подснежников под новогодней ёлкой всегда казалась очаровательной небывальщиной. (В моём-то городе живых цветов оранжерейных долго не было, а полевые появлялись в конце апреля – в мае.)

Но уже давно прочла в областной прессе, что жители небольшого сибирского городка, расположенного на Трассибирской магистрали, именно 30-31 декабря продавали маленькие пучки подснежников, нарытых из-под снега. Цена была не большая, но и не маленькая – новогодняя. Но как-то не верилось в цветы среди зимы.

5 января уже этого года на сайте Фотки. Яндекс (http://fotki.yandex.ru/users/mshka8/view/121864/? p=0&page=0#_child-1-51034404) в злющий холодный вечер увидела фотографию крепенького толстенького фиолетового подснежника – он просыпался. Спросила: неужели снято в эти дни? В ответе подтвердили и обнадёжили, что «скоро будет весна!» Во что тоже не верилось, потому что пар изо рта, как в сказках Писахова, тут же замерзал в воздухе узорами.

Так, значит, это не невидаль – подснежники в новогоднюю ночь? Хотя, нет, настоящие подснежники всё-таки «чудо из чудес». Будем очаровываться сказкой, равно как и жизнью, и дальше.

Кстати сказать, цветы отечественных сказок: цветущие папоры, каменный цветок, аленький цветочек - настоящие, волшебные, эксклюзивные. Есть повод для национальной гордости.
26-03-2010 10:55

Старостьянц Любовь Ивановна
Украсила рабочий стол подснежниками. Нет ли ссылочки на цветущий папоротник? )))
28-03-2010 10:39

Старостьянц Любовь Ивановна
"В твоих часах не только ход, но тишь.
Притом их путь лишен подобья круга.
Так в ходиках: не только кот, но мышь;
они живут, должно быть, друг для друга.
Дрожат, скребутся, путаются в днях."


Это уподобление человека часовому механизму, представь, идет у него от польского поэта (переводимым Бродским) Норвида.
В этом стихотворении, тебе уже знакомом - человек как часы. А мысль тебе не знакома "не только кот, но мышь" - это похоже на Веллеровские паруса - мораль и истина, которые движут жизнь? Скребутся и путаются в днях, и идут вперед.

Вообще эта дихотомия - от начала веков, верно? Инь-ян, единица-ноль...
Но сказано поэтом: "не только кот, но мышь" - и картина понятна. Как будто понятна...

Но мне кажется, я путаюсь. Что значит "не только ход, но тишь"? Может быть, мне кажется, скорее всего - это и есть - действенное начало и созерцательное в человеке... Ум и сердце? Мораль и истина?

Бррр..... ОТветов не жду, я так, сама болтаю... может, выйду на что)
30-03-2010 08:34

Кайгородцева Людмила Петровна
Дикие мы, дикие. Едва прикрываемся фиговыми листочками воспитания и образования. А душа «со времён палеолита» так и не выросла. После взрывов в метро вспомнился «Хаджи-Мурат» (не только из-за действий террористов. А наши таксисты, немилосердно взвинтившие цены на проезд?)… Войны нужны только политикам.

Начиная читать небольшую повесть Толстого, сначала думаешь, что она о политике. Николай I, Шамиль. Между ними оказывается не только чеченец Хаджи-Мурат, но и русский солдат Пётр Авдеев, другие люди… Мир продолжает жить по звериным законам, где побеждают сила и хитрость. Войны начинают люди с «помрачённым разумом». К концу чтения понимаешь, что повесть о человеке, который оказался между противоборствующих систем. Имя систем – высшие чиновники, сама власть России и Кавказа. Какое им дело до судеб людей, составляющих народ?

«… слышно было, как ветер шевелил высоко над головами макушки дерев. Вдруг из-за этого неперестающего тихого шелеста послышался вой, визг, плач, хохот шакалов». Эти шакалы – люди. Толстой много писал о том, что война противоестественна. Она абсурдна. Человек в ней легко переходит в тварный, животный мир. Доказательства (их не надо расшифровывать):

1. Садо: только и нового, что все зайцы советуются, как им орлов прогнать.
2. Элдар, - прошептал Хаджи-Мурат, и Элдар, услыхав свое имя и, главное, голос своего мюрида, вскочил на сильные ноги.
3. … особенно из свиты Хаджи-Мурата выделялся один – молодой, тонкий… красавец с бараньими глазами. Это был Элдар.
4. У Воронцова-отца Хаджи-Мурат шел, быстро ступая по паркету приемной, покачиваясь всем своим тонким станом.
5. Аварец Ханефи – это был нерассуждающий, здоровенный работник… без рассуждения, как и Элдар, повинующийся хозяину.
6. В соседней комнате послышался голос Хаджи-Мурата. Элдар тотчас же узнал призыв хозяина и, отерев руки, широко шагая, поспешно пошел в гостиную.
7. Что делать? Поверить Шамилю и вернуться к нему? – думал Хаджи-Мурат. – Он лисица – обманет.
8. О Воронцове: Лисье бритое лицо его приятно улыбалось и глаза щурились, оглядывая всех собравшихся.
9. Шамиль = шмель.
10. О русском царе: Сжатые губы из-под загнутых кверху усов, и подпертые высоким воротником ожиревшие свежебритые щеки с оставленными правильными колбасками бакенбард.
11. Убийство Хаджи-Мурата – загон волка.


Здесь бы и замолчать. Но есть вопрос. Хаджи-Мурат выступает как предатель установившейся власти Шамиля. Последний, как известно, герой истории. Но почему тогда писатель дает воину слово «хаджи»? В чём его святость?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
Гости не могут писать сообщения на форуме. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь