Всероссийский фестиваль русской речи "Русское слово"
Фестивль русской речи Русское слово 2010
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?

Просмотр темы "Сто книг"

ФорумЛитература от А до Я Сто книг

Автор

Сообщение

31-03-2010 09:08

Старостьянц Любовь Ивановна
Ну да, дикие. Ну и что?

«Соскребите с человека позолоту цивилизации, и перед вами окажется зверь доисторических времён» - вывод натуралистов звучит как приговор. Толстой говорит: соскребите позолоту, и вы увидите лучшее в человеке.
Прообраз Хаджи-Мурата даже и не зверь, а немыслимый цвет татарника. Варианты названий до «Хажди-Мурат» - «Репей», «Хазават».
Яркость этого цвета, невозможность сочетания его с квёлыми полевыми цветочками и есть «любовь к жизни».

У Толстого на груди – портрет Руссо, уже только из этого становится ясным, где он искал святость. Отвернувшись от церкви и государства. Там, где и следует искать – под позолотой.

«Переход в тварный мир» был бы не так уж плох, если учесть, что животные убивают не из фанатизма или жажды наживы (качества позолоты!), а только для спасения или из голода. Аппетиты же цивилизованного человека границ не имеют. И только человеку можно внушить, что нет идеи выше «Бо гэ».

Святость чеченца Хаджи-Мурата – в невероятной любви к жизни, в конкретной любви к семье, а не абстрактной, «цивилизованной» - к человечеству.

«Войны нужны только политикам». Где война – ищи интересы Системы.
В которой человек – блеклый молчаливый цветок. Вне – сломанный репей, «чёрный от пыли, но всё ещё жив и в серединке краснеется».
01-04-2010 06:15

Кайгородцева Людмила Петровна
«Ну да, дикие. Ну и что?»
А то, что, улыбаясь людям, надо помнить всегда – улыбаешься зверю. Да и себя, если снять позолоту, следует признать таким же зверем. Такое открытие страшит, оно неприятно, дискомфортно. Правда, можно ощущать себя, к примеру, зайкой, а не волком и не шакалом. Но, в любом случае, взгляд Толстого действительно с духовного зрения снимает позолоту собственных представлений (о себе, прежде всего).

«Толстой говорит: соскребите позолоту, и вы увидите лучшее в человеке».
Справедливости ради следует добавить – «увидите худшее в человеке».

«Прообраз Хаджи-Мурата даже и не зверь, а немыслимый цвет татарника».
С этим можно согласиться. Тем более что встреча повествователя с татарником предваряет всю повесть. Речь, сразу понимаешь, идет о Хаджи-Мурате. Если учесть, что это растение - явление не уникальное, не особо национальное, а универсальное, всеобщее. Это символ человека любой национальности, вероисповедания и пр. , на которого обрушилось общество и государство. Он сопротивлялся как мог, как любая живая материя. Но безжалостно был уничтожен до срока.

«Яркость этого цвета… и есть «любовь к жизни». Добавлю: не забыть и про особую стойкость, сопротивляемость на грани возможных сил. Уж как репей истерзали, а он живёт. Урок любому в трудной жизненной ситуации. Теперь и к репейнику на грядках я отношусь по другому.

«Святость чеченца Хаджи-Мурата – в невероятной любви к жизни, в конкретной любви к семье, а не абстрактной, «цивилизованной» - к человечеству».
Я, пожалуй, оставила бы «любовь к семье». Пока задавала вопрос, перечла текст. Шамиль и Хаджи-Мурат ни в чём не уступали друг другу. Они сами разобрались бы, кто более достоин власти – это естественный процесс смены лидеров. Но в их отношения вмешался «старший брат» - русский царь. Главы 22-23 (из 25): Всю ночь Хаджи-Мурат не спал и думал. К середине ночи решение его было составлено: освободить семью, а дальше уже решать: быть с Шамилем или перейти на сторону русского царя.

Лев Толстой, по Розанову, является единственным «семейственным» писателем в русской литературе того периода. Из всех ценностей для автора и его героя оказалась семья, а не общественные идеи…. Скорее всего по этой причине – «хаджи»…. А вот выбор истории – другой… Эх, не читают политики книжек, не усваивают уроки мудрых.

Но у меня появились еще вопросы. Глава 24. Хаджи-Мурат уничтожен, причём своими же, даже существует отдельно от головы. Толстой отмечает «детское выражение лица». Почему «детское»?

01-04-2010 09:29

Старостьянц Любовь Ивановна
«символ человека … на которого обрушилось общество и государство. … безжалостно был уничтожен до срока» - по забавному совпадению вчера прослушала лекцию Апдайка, похоже, это о первом государстве на Земле:

«Вольвокс - третий из ранних обитателей царства жизни, интересует нас потому, что это он изобрел смерть. Нет внутренней причины, которая могла бы положить конец существованию плазмы. Амебы никогда не умирают. Но вольвокс, этот подвижный, перекатывающийся шар водорослей, состоящий из вегетативных и репродуктивных клеток, нечто среднее между растением и животным - под микроскопом он кружится, как танцоры на рождественском балу, - впервые осуществив идею сотрудничества, ввел жизнь в царство неизбежной - в отличие от случайной - смерти. Потому что, хотя потенциально каждая клетка в отдельности бессмертна, но, добровольно приняв на себя дифференцированную функцию внутри организованного содружества клеток, она попадает в неблагоприятную среду. В конце концов она изнашивается и гибнет. Она жертвует собой ради блага всего организма. Эти клетки, которым наскучило вечно сидеть в сине-зеленой пене и они сказали: "Объединимся и образуем вольвокс", были первыми альтруистами. Они первыми проявили самоотречение».
И лектор снимает шляпу перед первым сообществом Вольвокс.


«Эх, не читают политики книжек, не усваивают уроки мудрых» - а зачем им читать? У них генетическая память вольвокса.


Почему детское выражение лица у Хаджи-Мурата? – а какое оно должно быть у святого? )
01-04-2010 13:11

Кайгородцева Людмила Петровна
Это почти вопрос.

У меня свои версии были.
1. Малые народы в составе России всегда «дети», которых надо защищать.

2. Любой человек – дитя неразумное в отчётах небесной канцелярии. Таким образом, убив человека, к тому же молодого, сильного, все другие превращаются в нелюдей.

То есть хорош или плох был Хаджи-Мурат, когда решил пободаться с Шамилём за хлебное место? Раз его убили, значит – хорош (как случилось с Пушкиным – он убит, а тот, пусть и хороший в глазах своей семьи и общества, - убийца). А власть Шамиля тем самым себя компрометировала.

3. Противостояние системы и человека, тем более личности. Первая выступает злыднем. Но может ли её не быть?

Как я понимаю. Толстому жаль любого человека, который попадает под жернова истории. И нет в мире такой руки, которая остановила бы убийства не за ради хлеба.
01-04-2010 16:01

Кайгородцева Людмила Петровна
Если вернуться к "детскому выражению лица" - что в лице ребёнка главное? По моим наблюдениям, особенно за лицами совсем маленьких, - это улыбка. Они же часто не знают, что улыбаются, но делают это, потому что им хорошо.

Была на лице Хаджи-Мурата улыбка? Если да, чему он улыбался в свой смертный час? Ведь он не сумел вывести семью в безопасное место. За него не сможет отомстить даже сын - мальчик готовился стать муллой.

И вот тут вспоминается подарок - кинжал, который он подарил мальчику из семьи Воронцовых. Но не будет же русский мальчик мстить обидчикам. Тогда зачем звучит песня: за старшего брата отомстит средний, за среднего - младший.

Возникает некая загадка с мальчиком. Его домашнее имя Булька. А полное, взрослое? Скорее всего - Булат. И был он для Воронцовых пасынком. Существовала же такая традиция - семьи враждующих сторон в период примирения менялись детьми, чтобы те вырастали в любви к людям другой нации.

Думаю, что здесь может быть ответ. Булька - чеченский мальчик, он вырастет и отомстит за гибель Хаджи-Мурата его обидчикам. Говорят, что закон кровной мести срока исполнения не имеет. Поэтому и страшна война между Россией и Кавказом. Там мальчики без отцов подрастают. И стремление политиков "мочить в сортире" террористов или "выковыривать из канализации" - дело безуспешное...
01-04-2010 16:44

Гурьев Андрей Димитриевич

Да... Чем «террористов из канализации выковыривать», лучше бы «чеченские» банки из Москвы «выковыряли». Глядишь – и кровь бы поутихла.

Я, конешно, дико-дико извиняюсь... что перебиваю тему «Хаджи-Мурата». Но прошлой ночью, переключая каналы ТВ, наткнулся на «Культуре» на «Очевидное-невероятное», и там профессор физики Капица с докторами филологии и психологии обсуждают ту же тему Курочки Рябы и золотого яичка. Вот ведь какие актуальные темы подымает дорогая наша Людмила Петровна!

Вот и дорогая Любовь Ивановна с присущим ей чувством юмора преподала философское обоснование детских сказок. А на мой непросвещённый взгляд всё это – измышления «дОцентов филологии» и задорн(ов)ых сатириков. Народные сказки сказывались людьми не шибко образованными, и сказывались детям, и дети пересказывали их дружка дружке. А детей привлекает всё красивое («красное») и драгоценное («золотое»). И эти свойства вещей характерны для русского народного словесного творчества («красна девица», «молчание – золото»...). Эти свойства были перенесены и в литературу.

Пушкинские (от Арины Родионовны):
«Златая цепь на дубе том»;
«Золотая рыбка»;
«Белка песенки поет
И орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд...»
.

Пересказки:
«Золотой ключик» Буратино;
«Красная Шапочка.
«Хрустальные» туфельки
«русской» Золушки произошли от туфелек, отороченных мехом.

Вот почему и Яичко – «не простое, а золотое»; и Мышка с хвостиком – не «случай», а скорее закон (вспомните, кто помог Деду и остальным Репку вытащить ;-) ); и «начинают плакать» «деды и бабки» просто от того, что «силы уж не те» (или «памяти совсем нет»). А родители Внучки – на работу ушли...

Вот и вся гендерная палентология «символизма» вкупе с космогонией и эсхатологией Язык

01-04-2010 17:28

Кайгородцева Людмила Петровна
Дорогой пересмешник, Андрей Димитриевич! Ну пусть будет и так, в том числе, как Вы думаете. С пребольшим удовольтвием развесив уши будем Вас слушать.

Но ведь что-то есть в тех текстах, которые сохранились - выше сюжета. Ни мифы, ни сказки не сочинялись специально для детей. Позарез нужно было сохранить какую-то важную, нарытую поколениями информацию. Как лучшим образом её доставить до потомков? В виде текста. Ещё лучше - сказочного текста. Кто-то когда-нибудь да поймёт.

Вот, к примеру, день рождения Христа. Что это за дата, что весь мир её не забывает? Да просто в этот день солнце поворачивается на лето - день секундой прирождается. Праздник-то какой!

Или: о чём миф про Осириса и Гора? Вот не было печали - египетских богов изучать - своих не знаем. Но сравнительно недавно я поняла, что этот текст про две важных составляющих жизни египтян: про зерно (Осирис) и солнце (Гор). От этой информации египтяне стали мне понятней и ближе.

Шо ж плохого в том, что мы, дурачясь или на полном серьёзе, пытаемся разгадывать смыслы? Можно в микроскопы на бактерии смотреть - их жизнь и поведение изучать. Можно в телескопы заглядывать - там вообще малопонятное для человечества происходит. Мы тексты разгадываем. "А уж от Гомера всяк возьмёт своё: мальчик, муж и мудрец".

По-вашему, это выпендрёж? Ну так включитесь в разговор, подурачимся вместе - разве жизнь не театр?

Форум "Русское слово?" Страница "Литература от А до Я? На этом форуме и на этой странице о чём еще можно поговорить, коротая дни до результатов?

Вам, конечно, Михаил Веллер никто. Но вот сейчас чту его, слова выловила. Погладил он меня по голове, сказал: читай и задавай вопросы.

"Профессиональный аналитик - в политике, разведке, прессе, науке - это профессиональный пониматель. Им уже платят прямо за это, а! Человеку свойственно х о т е т ь
п о н и м а т ь - вот так он устроен, создан, без этого его нет. Поэтому если кто-то занят только пониманием - он занимается самым важным делом в жизни. Это королевская профессия, выше нет. А не хочешь - не ешь, дуракам, как известно, легче живется".


Даже если мне никто не станет отвечать (а вопросы всё же есть), то я буду их задавать. Ну не на кулинарном же сайте мне про Золотое яичко спрашивать...

Бегал же Диоген по городу днём с фонарём, кричал: ищу людей!..

На днях выложу вопрос про любовь Соломона. Прошу Вас, Андрей Димитриевич, поговорить со мной.
01-04-2010 17:43

Кайгородцева Людмила Петровна
А что Капица и его приглашённые говорили-то о Золотом яйце и Курочке Рябе? Страсть как интересно узнать.
01-04-2010 17:58

Гурьев Андрей Димитриевич

А вот што говорили эти доктора как-то ни уму, ни сердцу не запомнилось.
01-04-2010 18:20

Гурьев Андрей Димитриевич

Вот, нашёл видеозапись:

Рамблер-TV : Россия Культура :... просвещения. (Взрослые тайны детских сказок)

http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D0%B7% D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%8B%D0%B5+%D1%82%D0%B0%D 0%B9%D0%BD%D1%8B+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0 %B8%D1%85+%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%BA&lr= 45

01-04-2010 18:33

Гурьев Андрей Димитриевич

Переслушал.
В общем, всяку сказку всяк волен толковать в меру своей испорченности

01-04-2010 20:50

Старостьянц Любовь Ивановна
«…улыбаясь людям, надо помнить всегда – улыбаешься зверю» - это помнят только взрослые, Людмила Петровна. Дети – не знают. Не держа в душе камня, можно совершенно особенно увидеть глубину детских глаз. Если на равных – смотришь. Когда оба – без «позолоты». Это всё из очередной простой (от этого не более доступной) истины: будьте как дети: не умом, но сердцем. Отсюда и у Анри Барбюса, атеиста-натуралиста: «для детей игры – важные занятия. Играют только взрослые». Ницше говорил о трёх превращениях духа: верблюд, лев, и совершенном – «для игры созидания» - ребёнок.
И у Толстого – в чертах любимых им героев сквозит детскость.

Элдар, мюрид Хаджи-Мурата, спит (временная смерть) как ребёнок: «оттопыренная, как у детей, с чуть покрывавшим ее пушком верхняя губа его точно прихлебывала, сжимаясь и распускаясь».

«Хаджи-Мурат ответил улыбкой на улыбку, и улыбка эта поразила Полторацкого своим детским добродушием. Полторацкий никак не ожидал видеть таким этого страшного горца». Страшный горец умел улыбаться особенной, детской улыбкой. Не просто умел – сам ребёнок сердцем, без слов они с Булькой поняли друг друга. Это редкость вообще – дети чувствуют это. Сцена с Булькой и кинжалом – проверка героя, как принято проверять героев любовью.

Толстой называл Хаджи-Мурата своим личным увлечением, о процессе говорил: «всё это младость». «Хаджи Мурат» была издана после смерти Толстого. Сокровенным не разбрасываются.
Спасибо за вопрос.
02-04-2010 14:05

Старостьянц Любовь Ивановна
Уважаемый Андрей Дмитриевич!

Смотрю на инородный пост под Вашим именем и пытаюсь понять – что это? Если это попытка указать заблудшим прямой путь из лабиринта, то куда ведёт выход? Всё гениальное – просто, но никогда – наоборот.

Мне странно видеть, как на одном фронте форума едва заглох вопль «перед Пушкиным – во фрунт!», как уже в этой песочнице вразумление: «прочь дОцентские руки от русских народных сказок» (до Арины Родионовны добрались). При всем моём уважении к Вам, должна сказать, что в русском есть не только проблемы букв, точек, установки значений отдельно взятых слов, не только предложения и даже тексты – но есть еще и надтекстовая реальность. Проблема сложная и почва не такая благоприятная, как выяснение личных взаимоотношений. И если каждый раз определять это как «измышления», тема останется просто выеденной.

«всё это – измышления «дОцентов филологии» - а это – что? О сказке я сама писала, на звания не целилась.

«Вот ведь какие актуальные темы подымает дорогая наша…» - эти темы не менее актуальны проблем точек, значения слова и т.д.

Ещё: когда я говорю «уважаемый», я имею в виду «уважаемый». Но когда я от Вас слышу «дорогая» - я не могу понять: как, когда и чем я была дорога Вам. Надо быть внимательнее к словам.
02-04-2010 14:46

Кристиан Фламбо
Дорогая Любовь Ивановна!

Вы дОроги всем участникам форума. И мне в том числе. Исключительно в духовном смысле. "Как, когда и чем"? Абсолютно, всегда и тем, что Вы здесь. Я внимателен к словам, точкам, запятым и кавычкам.
02-04-2010 18:24

Гурьев Андрей Димитриевич

До... ой!
Уважаемая Любовь Ивановна!

Присоединяюсь к словам дорогого Кристиана.
Но, коль на то пошло, прошу прощения за слишком вольное к Вам обращение: «дорогая». Виноват. Исправлюсь. Впредь буду ещё внимательнее к словам.

Попытаюсь помочь Вам (если позволите) в Вашей попытке понять – что это («инородный пост» под моим именем). Это не «попытка указать заблудшим прямой путь из лабиринта, то куда ведёт выход». Всё очень просто (хотя ни в коем случае – Боже упаси – не претендует ни на гениальность, ни на абсолютную истину). Это даже никакая не попытка. Это просто высказывание, причем я оговорил: на мой непросвещённый взгляд. Может быть, высказывание очень даже глупое. Но не предполагал, что оно оскорбит кого-либо в лучших чувствах. Под «всё это – измышления...» я не имел ввиду Ваше личное мнение; просто оно так похоже на глубокомысленные рассуждения некоторых псевдоучёных, что было воспринято мною как пародия на них. (А Вы это всерьёз? – Виноват. Исправлюсь. Впредь буду внимательнее.) И, как ни старался, я не нашёл в своём «посте» слов: «прочь дОцентские руки от русских народных сказок». И до уважаемой Арины Родионовны «добрался» исключительно как до соавтора уважаемого Пушкина. И уважаемых доцЕнтов я ужасно уважаю (в отличие от дОцентов, которые тоже иногда встречаются).

Ещё: не обнаружил я ни на одном «фронте форума» и вопля «перед Пушкиным – во фрунт!». (И, может, не стоит уж так-то: форумы воспринимать как фронты, а дружеский... нет, не смею... товарищеский обмен мнениями – как огонь на поражение?)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
Гости не могут писать сообщения на форуме. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь