Всероссийский фестиваль русской речи "Русское слово"
Фестивль русской речи Русское слово 2010
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?

Просмотр темы "Сто книг"

ФорумЛитература от А до Я Сто книг

Автор

Сообщение

05-04-2010 12:27

Старостьянц Любовь Ивановна
Я посмотрела по тексту, там объясняется всё довольно просто: представился сначала романтиком-пастухом и опробовал чары: «Не придешь ли ты ко мне, на мое пастбище?». Но Суламифь видит ложь: лицо Соломона не обожжено солнцем, руки белы, хитон дорогой, застежка на хитоне ещё дороже. Тем более что и видела она его уже – «в свите царя».
Соломон тут же находится и сообщает, что он – «главный повар царя». Зачем ему это, уже не объясняется. Я думаю, чтобы оправдать свой ухоженный и сытый вид.
Понятно, что, представься он царём, Суламифь могли помешать социальные предрассудки.
05-04-2010 18:49

Кайгородцева Людмила Петровна
Всё-таки Соломон и не думал обманывать девушку. Просто он о себе говорил иносказательно.

Конечно, с поваром – дело ясное. Причём, Куприн выбирает слово-понятие «повар», а не «кулинар». Повар на кухне самый главный, он не должен упускать из виду и происходящее за пределами кухни: где, что и почём продаётся, у кого самое лучшее, у кого самое свежее… виды погоды на качество будущего вина, запасы пряностей и многое другое. Соломон и является в своём царстве искуснейшим поваром, иначе политикой ему не руководить.

То есть и к любви он подходит основательно, как повар к созданию блюд, - умел сочетать продукты, умел выявлять вкусовые качества одного за счёт другого, знал о послевкусии… Гурман, одним словом. Крепость под именем Суламифь была покорена.
………………………………….
((Может, и не к месту, но к теме о кулинарии. В «Хаджи-Мурате» в гостях у Воронцовых некий генерал. «Не отвечая княгине, он [генерал] нахмурился, замолчал и стал поспешно есть, не жуя, лежавшее у него на тарелке утонченное кушанье непонятного для него вида и даже вкуса». Речь через метафору идёт о Чечне («утончённое кушанье…»), которую Россия (= генерал) хотела «поспешно съесть, не жуя…» Ситуация не изменилась. Это я о политической кухне. Ассоциации тянутся.))
………………………………….
Пастух… А кто же он ещё? Царь = пастух, пастырь. Люди его государства – паства. Христа тоже изображали в виде пастуха.
…………………………………
Второй вопрос. В результате чёрной зависти одной из жён Соломона, Астис, Суламифь погибает. В субботу – в день, считавшийся священным. Спрашивают: провожать ли её по обычаю? Соломон вспоминает, что в такой же день ушёл навсегда его отец. Нарушать законы нельзя – и тело отца было отнесено в степь. Значит, точно так же следует поступить и с телом Суламифь.

Что же получается? Любил-любил, слова какие говорил! – в жилах кровь стонет. А проститься по-человечески не может.

Закон общественной жизни выше любви? Общественное выше личного, частного? Почему Куприн сотворил страшные события именно в запретную субботу? И что такое любовь в жизни именно царя? О чём пишет Куприн? Какую информацию он кодирует?


05-04-2010 22:27
Маркович Ирина Анатольевна
"Так были в их отношениях счастье и любовь?"

А что же еще - притом целую неделю?
...Некая героиня рассказа вспоминала, что была счастлива с любимым три дня. Мало? Но какая разница, размышляет она далее, на какой глубине тонуть: трех метров или трех километров...
....................
О якобы обмане царя.
Да ведь простой обманщик, дешевый соблазнитель как раз ЗАВЫСИТ свой, так сказать, сан, очаровывая незнакомку ("девушка, не хотите сниматься в кино? А я как раз главный режиссер!"Улыбаюсь
А вот ЗАНИЗИТЬ свою общественную значимость - это как раз поступок истинно влюбленного. (Помните: юный Берестнев выдает себя за камердинера , чтобы сравняться с "крестьянкой Акулиной"? Понятно, чем все закончилось...). Главная цель: не воспользоваться случаем, но любой ценой стать рядом. По-мужски.
.................
"Значит, точно так же следует поступить и с телом Суламифь.
Что же получается? Любил-любил, слова какие говорил! – в жилах кровь стонет. А проститься по-человечески не может?"

Дорогая Людмила Петровна! Соломон ничего не ответил на вопрос о погребении любимой.. Мы не знаем точно, как он поступит. А я вот думаю: он посмеет нарушить даже закон субботы. Не стоит ему приписывать такую невероятную жестокость. Да, закон - страшная вещь. Но Любовь сильнее. Вот это и есть главная информация...

(К слову: Сулейман Великолепный ради Насти Лисовской кроил мусульманские законы, как хотел - вернее, как ОНА хотела (Личность - она и в гареме Личность).. .Если есть русский перевод романа Загребельного "Роксолана", - сердечно советую прочесть: и вещь отличная, и очень тонкий "разбор" именно темы "Любовь и власть"Улыбаюсь.
05-04-2010 22:31
Маркович Ирина Анатольевна
Людмила Петровна, прошу прощенья, но колобки-смайлики вкатились нечаянно...
06-04-2010 10:17

Борис Александрович Летучий
05-04-2010 18:49 Л. П. Кайгородцева пишет:

Цитата:
...Суламифь погибает. В субботу – в день, считавшийся священным. Спрашивают: провожать ли её по обычаю? Соломон вспоминает, что в такой же день ушёл навсегда его отец. Нарушать законы нельзя – и тело отца было отнесено в степь. Значит, точно так же следует поступить и с телом Суламифь. Что же получается? Любил-любил, слова какие говорил! – в жилах кровь стонет. А проститься по-человечески не может.

Во-первых, смерть в субботу - хорошая смерть; умереть в субботу - везение, если можно так выразиться. Суламифь умерла насколько можно хорошей, святой смертью.

Во-вторых, погребение - важнейшее право еврея, знак освобождения души; боязнь остаться непогребённым - страшный страх иудея. Погребение служило знаком уважения к умершему, поэтому хоронили насколько можно быстро (даже повешенного за преступление!), хотя подождать несколько часов, пока сойдутся родственники, будут сделаны приготовления, разрешалось. Суббота тоже приостанавливала погребение, но не отменяла его, не заменяла "отнесением в степь".

В-третьих, во времена Соломона (не знаю, понимали ли это Куприн и его читатели) достаточно было похоронить кости, так что обглодали ли труп отца собаки, было не столь уж важным.

В-четвёртых, в рассказе вроде бы чётко говорится, что Соломон вовсе не поступил с телом Суламифи так, как поступил с телом отца. Наоборот, вспомнив о том, как он поступил с телом отца (сказал, что живая собака лучше мёртвого льва, поэтому тело отца вполне можно оставить на съедение собакам, подбиравшимся к нему - хотя, я думаю, тело вполне могли убрать от собак в какую-нибудь каморку), Соломон сильно и надолго задумался. Похоже, что тогда, когда умер его отец, интерес для Соломона представляли только живые люди; сейчас же и он сам "подрос", и к Суламифи он, может быть, испытывал другие чувства, но сказать то, что он сказал при смерти отца, Соломон уж точно не мог.

И в-пятых. Л. П. Кайгородцева пишет:

Цитата:
...Любил-любил, слова какие говорил! – в жилах кровь стонет. А проститься по-человечески не может.

Позволю себе предположить, что как раз для того, кто "любил-любил, слова какие говорил", смерть любимого - это такое разочарование, что судьба тела, в общем, не очень и важна. Со смертью любимой закончились ВСЕ отношения с ней; "прощаясь по-человечески", он прощается не с ней. Да, всяк еврей был обязан из уважения к усопшему присоединиться к погребальной процессии (хотя бы на 40 шагов), но для любившего дистанция между живой возлюбленной и её мёртвым телом столь велика, что безучастность (которую Соломон, замечу, не проявил) была бы даже более естественной, чем участие. Так, распорядился бы всё сделать, как надо, и в нужный момент прошел бы рядом 40 шагов - это было бы нормой.
06-04-2010 11:19

Старостьянц Любовь Ивановна
"сердце его сжалось от печали и страха" (Куприн) - по ходу Соломон в пограничной ситуации ("Мы не знаем точно, как он поступит" - Ирина Анатольевна). Ему предстоит сделать выбор. Об этом у Куприна нет - растворится ли Соломон в печали, или мужественно посвятит себя людям-государству. Кем он станет - неизвестно у Куприна, но известно по легенде - останется мудрым правителем.

В экзистенциализме Камю человек не может эгоистично пребывать в любви, если его зовёт общее дело.
06-04-2010 11:25

Старостьянц Любовь Ивановна
Куприн, конечно, не о "быть/существовать", Куприн - о любви, и заканчивается вечными строками Соломона о любви и ревности. Но так и подмывает сказать: Соломон пребывал в состоянии личного счастья, в "Чуме" есть такой герой: он любит и хочет вырваться к любимой из зачумленного города. Но потом понимает, что любить не может, если не останется здесь и не продолжит борьбу...
Его стремление вырваться оправдывают: женщина красива, любовь стоит того, чтобы покинуть бессмысленную, по сути, борьбу. А Рамбер говорит потом: "мне стыдно будет, если я уйду". И остается, таскает трупы...
06-04-2010 17:26

Кайгородцева Людмила Петровна
Этот ответ был написан ранним утром сразу после прочтения поста Ирины Анатольевны. Но отправляю только сейчас. Увидела ответы Бориса Александровича и Любы. Есть некоторые совпадения, что меня обрадовало – значит и мои личные догадки верны, значит десятилетняя головная боль по поводу расшифровки текста Куприна начнёт утихать. Но сначала ответ Ирине Анатольевне.
………………………………………………..
Утренний разговор с Ириной Маркович.

Печальная повесть про влюблённых из Вероны была прочитана в раннем юношестве. Их гибель переживала всем сердцем. Отец, заметив моё состояние, уверил, что их спасут – он об этом "читал"…

Всем двором ходили на фильм «Человек-амфибия». Потом разговаривать было трудно – каждый страдал за Ихтиандра, за трагическую развязку отношений влюблённых. Девочка, уверявшая нас, что прочла все книги на свете, «даже китайские», успокоила: Ихтиандр приплывёт в Бразилию, там отец сделает ему операцию и там уже ждёт юношу Гутиэрра. И всё будет хорошо. Слёзы высыхали, но грусть уходила не сразу.

Мальчик, не веривший в гибель Чапаева, приходил в кинозал и видел его живым. Фильм до конца не досматривал.

Взрослая девочка Ира: «А я вот думаю: он посмеет нарушить даже закон субботы. Не стоит ему приписывать такую невероятную жестокость. Да, закон - страшная вещь. Но Любовь сильнее».

Всем сердцем хотела бы и я согласиться, но … Но… Мнений может быть много, по количеству собеседников, - хотелось бы понять ход размышлений конкретного автора. Если поймёшь, то и себе добавишь себе опыта.

Восстановим кратко события.
Суламифь гибнет от меча Элиава.
Царь приказывает Ванею так же поступить со своим внуком, тем самым Элиавом.
Отдаёт приказ отправить Астис к батюшке, фараону Суссакиму.
Первосвященник Азария спрашивает, что делать с телом Суламифь – «теперь суббота»
Соломон вспоминает смерть отца: «почтить ли память царя [отца] и осквернить субботу или соблюсти субботу».
Ответ Соломона: «Оставить. Живая собака лучше мертвого льва».
Утром в зале судилища он диктует писцам текст: «…потому что крепка, как смерть, любовь и жестока, как ад…»
Просит оставить его одного.
«И весь день, до первых вечерних теней, оставался царь один на один со
своими мыслями, и никто не осмелился войти в громадную, пустую залу
судилища».

Царь дал ответ: «Оставить. Живая собака лучше..» Нет намёков, что он может позволить нарушить традицию - общественный закон.

В любви две составляющие – душа и тело (об этом и Соломон говорит). Если любим только тело – это страсть, которая по синусоиде, пройдя пик, сходит на нет. Но вдруг среди тысячи тысяч, если бешено свезёт, если выстроятся звёзды, можно найти родственную душу (или просто – душу) – явление, как и прежде, «единственное, нежели редкое». В Суламифи царь нашёл – только долго пришлось перебирать камни.

Но если не стало самой ёмкости для горения огня (тела) – он не ведь не только тело любил - то остаются воспоминания, ранящие как «меч». Поэтому и сказал: «Смерть не коснется тебя... Так же сильна, как и смерть, любовь...» Думаю, что он говорил о продолжении жизни Суламифь уже внутри его самого, в памяти. А к телу… к телу он (царь ли, народ?) отнёсся трезво. Оно без души цены не имеет. Поэтому и пустоты его души (залы судилища) не заполнить ничем.

Если нам выпадет счастье под названием любовь, Куприн предупреждает, - на обратной стороне уже поджидают нас «печаль и страх». Если это так, то найдутся ли такие, кто добровольно откажется от мук сердечных и послесердечных? Любовь как потребность останется «самой лучшей и самой сладкой мечтой в мире…» Уж так устроен человек.

Делаю первый вывод. Не убиваться самому. ((Моя подруга осталась одна очень давно. Многие годы ей сочувствовали, утешали. Сейчас срок «после» превысил в три раза время совместной жизни, вырос сын, внучка пошла в школу. Как не бывает вечным счастье, так не бывает вечным горе. Она продолжает лить слёзы. В результате – невроз, она сама превратилась в мини фармакологическую фабрику.)) Что советуют социопсихологи? Перенаправить излишек остающейся душевно-духовной энергии на другие дела.

О другом. Он – царь. Представим, что их счастье продолжается. Она становится царицей (возможно ли? Хотя вот у Юстиниана женой была дочь смотрителя циркового зверинца, в молодости – актриса, гетера). Подоспеют другие коллизии: Суламифь окажется в эпицентре «идиллии змеиного гнезда», женские интриги, группировки, а там и другие юные леди подрастают («сапфиры, кораллы, жемчуга»)… Царь начнёт отвлекаться, наводя порядок в женском сообществе, от своих прямых – царских – обязанностей… А ему это надо?

Вывод второй. Царь (уже – мужчина) не может быть обременён только любовью к женщине, как бы ни была она ему люба. «Вставайте, граф! Рассвет уже полощется. Вас ждут великие дела»: дела по фирме, корпоративы, модернизация информационной инфраструктуры… А любовь, любовь?!, а «вечная память» и скорбное выражение лица.. – будем кричать мы. Ах, девоньки, оставьте, тихо скажет Александр Иванович. Вспомните надпись на кольце Соломона.
………………………………………
Ирина Анатольевна! Это только частное «мнение», и уже потому ущербное. Спасибо, что встали рядом, откликнулись из далёкого далека. Вы дали одну хорошую идею, о которой чуть позже. Скоро – третий вопрос.
06-04-2010 18:16

Кайгородцева Людмила Петровна
Любе и Борису Александровичу.

Рассказ после обмена репликами раскрывается, паззлы встраиваются в свои места, фотография восприятия текста проявляется. Некоторые итоги.

13 лет – число счастливое (для евреев) и несчастливое (для христиан). Можно предположить, что эта двойственность значений была известна автору. Во всяком случае, однозначно трактовать события, поступки героев, исходы этих движений уже нельзя. И если бы присутствовало только одно мнение, нужно было искать и противоположное. Место нашей встречи позволяет это делать.

Суббота. По тексту – день особенный. Конечно, я долго считала, что день для ухода и отца и Суламифь выбран Куприным зловеще неудачно. И пыталась разобраться почему. Но теперь новая информация: суббота - день со знаком плюса. Значит, отношения царя с девушкой освящены, день подчёркивает и высоту их связи, не только телесной.

Успокоена, что за просто так усопших не бросали за крепостную стену (а то ведь так и думалось, картины рисовались одна страшнее другой), а всё-таки, проникаясь уважением и боясь нарушить ритуал, и отец и девочка погребены были. Мурашки на коже приглаживаются. Дыхание нормализуется. Куприн наверняка знал об обычае, но вот ведь упустил одни детали, сосредоточив внимание на других, для идеи рассказа казавшиеся наиболее нужными.

Отношение к телу или, простите, даже к «обглоданным костям». Снимаются страх и истерия по этому поводу. Православная церковь разрешает трижды в году молиться за самоубийц (и тогда душам будет какая-то надежда и отрада – уже не совсем одни там). Так и иудейский обряд не закрывает связей уходящих с остающимися, не оставляет первых в одиночестве и холоде ужаса. В какой-то момент понимаешь, что погребальные обряды больше для живых имеют значение – «всё сделали по-человечески», поступили нравственно. Да, царь нашёл время, чтобы пройти «рядом 40 шагов».

«… смерть любимого - это такое разочарование, что судьба тела, в общем, не очень и важна», «… для любившего дистанция между живой возлюбленной и её мёртвым телом столь велика, что безучастность (которую Соломон, замечу, не проявил) была бы даже более естественной, чем участие» (Б. А.)

Слова подвигают меня к утверждению, что к бездыханному телу должно быть отношение здравым, без театрализации египетских плакальщиц.

Реплика про живую собаку и мёртвого льва решает дело в пользу предпочтения Соломоном дел государственных. «Кем он станет - неизвестно у Куприна, но известно по легенде - останется мудрым правителем» (Л. С.) Может быть, это лучшая память Суламифи, их любви, когда мужчина прячет печаль глубоко в душе, но продолжает жить, радуя свой народ, заботясь о нём.
……………………………………….
Спасибо! Вы настоящие товарищи!

07-04-2010 12:28

Кайгородцева Людмила Петровна
Вопрос третий, последний, по данному рассказу. Главный герой – легендарный царь царей. Почему повесть названа именем истории неизвестной девушки? Какова идея героини? И что это даёт для понимания замысла в целом?
07-04-2010 16:56

Старостьянц Любовь Ивановна
Смыслы других названий Куприна, например:

«Молох» - бог аммонитян, требующий человеческих жертв – это пожирающий жизни сталелитейный завод (индустриальная Россия).

«Поединок» - речь даже и не о поединке, который провоцировала Шурочка из соображений карьеры супруга. Поединок в финале скомкан вовсе. «Это мой поединок с армией», - говорил Куприн. Речь идёт о разложении в армии и рефлексии героя. (((Отвлекаясь на тему «Горький всегда при чём»: Куприн посвящает А.М. «Поединок» и делится с ним, что «всё буйное в этом произведении – от Вас»))).

«Гамбринус» - дух фламандского короля-любителя пива не как персонаж, а как атмосфера портового кабака, лица и слова посетителей которого грубы, сердца – чисты, как музыка (кто видел джигу матросов под этими низкими сводами сырого подвала – тот поймёт).

Так что названия Куприн даёт по подобию. И прямо как будто (поединок в самом деле был, и Гамбринус украшал двери пивной, и статистика в «Молохе» на уровне), и с метафорической отсылкой.

«Олеся» - тоже название – по имени героини, хотя появляется она, как и Суламифь, на фоне героя как будто бы главного. Образы женщин у Куприна, даже в эпизодах – цельные, это победительницы (влияние Тургенева), а в этих повестях - настоящие героини именно они.

«Жанета» - парижская девчушка-замарашка, ребёнок. Тоже её имя – вынесено в заглавие. Почему? «Жанета» - история забытого эмигранта, старичка-профессора, а не история девочки. Потому что Жанета – лучик, появившийся в его жизни, надежда на обретение смысла. Она – объект рассказа в теме одиночества. И точно так же, как и Суламифь, появляется и пропадает.

Ну и «Суламифь» - это главная героиня, жизнь Соломона и его окружение – только общие условия для того, чтобы нарисовать образ этой невозможной чистоты. То есть масштабы Соломона важны, но только тогда (в повести), когда в его жизни появляется любовь. Только через её образ можно смотреть на другие ценности: мудрость, богатство. Только в сравнении с ней ярче шипит углями алчность, ревность. О ней и речь в повести – потому и повесть закольцована цитатами о бессмертной любви и адовой ревности. Это о Суламифи повесть – вся её жизнь в этой вспышке; и как о реальной девушке, так и о сладчайшим языком Куприна переданной любви.
Аморэцентричная романтическая повесть в духе барокко.
07-04-2010 18:05

Гурьев Андрей Димитриевич

Обратно же очень сильное у меня ощущение, что нас тут разыгрывают по поводу праздника Первого апреля. «Почему повесть названа именем истории неизвестной девушки?», «почему Куприн сотворил?» – Ну, Вам же прекрасно известно, дорогая Людмила Петровна, что это не чисто-просто сочинение Куприна, а сказка по мотивам древней легенды из книги Ветхого Завета, приписываемой царю Соломону. Есесено, что она и названа по имени этой его возлюбленной

07-04-2010 18:23

Кристиан Фламбо
А вот почему другая повесть Куприна названа им "Белый пудель"? Неужели заглавный герой не заслужил того, чтобы произведение назвали его именем - "Арто" (по аналогии с "Каштанкой", "Муму", "Холстомером", "Изумрудом", "Желтухиным и т.д.)?

Или же автор хотел подчеркнуть, что пудель именно белый, противопоставляя его Мефистофелю, который явился Фаусту в образе чёрного пуделя?
07-04-2010 18:50

Кайгородцева Людмила Петровна
Представьте, Андрей Димитриевич, читала, читала рассказ Куприна, всё внимание было приковано только к Соломону. Закрыла книгу. Сосредоточилась на названии. Обескуражилась. Смутилась. Потому и задала вопрос себе много лет назад. Потому что образ и имя Суламифь в конкретном рассказе - это авторская идея чего-то. Пытаемся разобраться. Нам это интересно делать. Ответ Любы убедителен, доказателен. Без первоапрельского зубоскальства. Равно как и в моём вопросе этого нет.

И совсем не "есесено", что в заголовок рассказа о царе автор даёт имя простушки. В истории-то имён таких спутниц (несть им числа) не существует. А в художественном произведении не только возможно, но ещё и зачем-то нужно. Вас раздражает игра писателя с читателями?
07-04-2010 18:57

Старостьянц Любовь Ивановна
Андрей Дмитриевич, а Вам не приходило в голову, что нас всех по жизни разыгрывают по 1-му апреля?


А вообще – названиями не кидаются классики. Даже небольшое стихотворение, даже и без названия, - просто, первая его строчка – дверь в него.

По имени возлюбленной? А отчего «Фауст» не – «Маргарита»? Отчего «Ромео и Джельетта» - не по одному имени – возлюбленной? Отчего «Мастер и Маргарита», а не «Арто и Маргарита»?

… ну и назвал бы: «Песнь Песней» - или повторяться, что ли, просто не хотел? Хоть здесь не плагиатить?

Куприн – не модернист, стало быть гадания типа по «Имени Розы», «Модель для сборки62» и т.п. могут дать интересные результаты. Вот, «Лысая певица» Ионеско – пока не читала, но упреждена, что никакой там певицы вообще в помине нет. Еще знаю, что это – «трагедия языка», где поставлена проблема перерождения речи в «автоматическую» - под влиянием банальностей. А Вы – «есессно»….

А Белого пуделя я давно не перечитывала… Пока не знаю. Версия пуделя черного так заинтересовала, что прочту по-другому. Вообще, конечно, пришить можно что угодно и не возбраняется, пока гербовую печать не поставили, но знание текста (не помню) и биографии оставляет больше простора… Можно только сказать, что есть обобщение… Я не знаю.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
Гости не могут писать сообщения на форуме. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь