Всероссийский фестиваль русской речи "Русское слово"
Фестивль русской речи Русское слово 2010
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?

Просмотр темы "Сто книг"

ФорумЛитература от А до Я Сто книг

Автор

Сообщение

07-04-2010 19:01

Гурьев Андрей Димитриевич

Нет, не раздражает...

Есесено, что Ваше всё внимание было приковано только к Соломону, как моё к Суламифи Улыбаюсь


07-04-2010 19:11

Гурьев Андрей Димитриевич

Уважаемая Любовь Ивановна!

Ну, дык, приходило...
А отчего «Фауст» не – «Маргарита»? – Дык, ето ж не Фауст сочинил, а Иоганг Вольфганг... Шекспир... А Куприну пришлось бы рассказ назвать: «Соломон, его семьсот жён, триста наложниц и Суламифь»?

07-04-2010 19:16

Кайгородцева Людмила Петровна
Андрею Димитриевичу. Вообще-то любое хорошее художественное произведение - это не только игра писателя с читателем. Это игра с Библией (как в данном рассказе), с историей, с общественными сознанием и его стереотипами, с кодами, шифрами, смыслами жизни. Со словом наконец. Человек, разбирая эти нити, учится понимать себя. Занятие увлекательное.
.............................
Кристиану Фламбо. Несмотря на некоторое ёрничанье, Ваш вопрос заставил меня взять в руки книгу. Не вру - уже раскрыла, уже начала читать. Если не отвечу, то свершилось главное, что может сделать вопрос - я побуждена к действию. Задавайте ещё!
07-04-2010 20:08

Старостьянц Любовь Ивановна
Не знаю насчет противопоставления белый/чёрный пудель, но в «Собачье счастье» (написано на несколько лет раньше) – противопоставление белый пудель Арто (случайное совпадение, не иначе. У Куприна фантазии не хватило другое имя придумать) – фиолетовый пёс.

Оба попадают на живодёрню.
Характеристики антагонистов (я, Андрей Дмитриевич, еще перестану над «ё» точки ставить!!! Как контрольные):

Старый пудель-философ Арто. Пессимист.
Фиолетовый пёс -злой, голодный, отважный и сильный. Мрачен и циничен.


Все – в живодерню попали, причем фиолетовый пёс – в седьмой раз.

Позиция белого пуделя: Надо подчиняться судьбе: «господа, вот и все-с. Таков закон природы-с. Собачье счастье – в руках людей».

Тут открывается дверь, и фиолетовый пёс иронизирует над белым Арто:
«Вот вы в клетке-то умные слова говорили, а все-таки одну ошибочку сделали… насчет собачьего счастья-то... Хотите, я вам сейчас покажу, в чьих руках собачье счастье?» - и бежит. Сбегает, порвав бок о гвозди.
«Старый белый пудель долго глядел ему вслед. Он понял свою ошибку».

Если фиолетовый и Мефистофель – то только с положительным оттенком. Людмила Петровна, а что там с двойником-Арто?

Кристиан, а Вы пошутили по поводу белый-черный? Ведь попадание – есть. И в "Белом пуделе" наверняка есть такое "непротивление судьбе"? (гадаю не перечитав)
07-04-2010 20:42

Старостьянц Любовь Ивановна

Читала, конечно, забыла просто... Потому что название в свое время ни о чём не сказало (путала всегда с "Дед Архип и Ленька"Улыбаюсь.


Просмотрела текст, на первый же взгляд видно, как изменился сам Арто, теперь он в роли "фиолетового":
"из темноты раскрытой двери, как белый прыгающий комок, выскочил с лаем Арто. На шее у него болтался обрывок веревки".

Навскидку кодировку: "не предавайтесь отчаянию"...
07-04-2010 20:44

Старостьянц Любовь Ивановна
о, колобок тоже выкатился... Он сам.
07-04-2010 22:20

Гурьев Андрей Димитриевич

Дорогая Людмила Петровна!

Признайтесь! Признайтесь-признайтесь... Ведь это Вы самым жестоким образом приревновали этого царя к етой простушке


08-04-2010 13:06

Борис Александрович Летучий
06-04-2010 18:16 Л. П. Кайгородцева писала:

Цитата:
Реплика про живую собаку и мёртвого льва решает дело в пользу предпочтения Соломоном дел государственных. «Кем он станет - неизвестно у Куприна, но известно по легенде - останется мудрым правителем» (Л. С.) Может быть, это лучшая память Суламифи, их любви, когда мужчина прячет печаль глубоко в душе, но продолжает жить, радуя свой народ, заботясь о нём.

Реплика про живую собаку и мёртвого льва выражала мудрость Соломона на тот момент, когда умер отец Соломона; тогда Соломон полагал, что мудрый правитель поступает именно так. К моменту смерти Суламифи Соломон стал уже другим, и в том-то и дело, что для нас остаётся совершенно непонятным, как поступил купринский "постсуламифский" Соломон; для нас остаётся непонятным, как поступает ещё более мудрый правитель, каковым Соломон стал за время между смертями отца и Шуламис. Думаю, Куприн недаром не дописал, как поступил Соломон; он оставил каждому из нас "в меру своей испорченности" решить, как поступает мудрый правитель.
08-04-2010 15:01

Кристиан Фламбо

Цитата:
Несмотря на некоторое ёрничанье, Ваш вопрос заставил меня взять в руки книгу.



Цитата:
Кристиан, а Вы пошутили по поводу белый-черный?


Ну да... Если Кристиан, то только шутки и клоунада... Вот если бы то же самое про Белого пуделя и Мефистофеля написала Ирина Анатольевна (я так говорю, к примеру), то все бы воскликнули: Ах, как тонко! Как же мы сами не догадались!
08-04-2010 15:13
Маркович Ирина Анатольевна
Дорогая Людмила Петровна!

Вы - КЛАССНЫЙ руководитель: необыкновенно интересно вопросы ставите, собеседников разговорить умеете. А мне вот и о детстве напомнили: ну, как же - ликующий вопль по поводу грядущего просмотра (четвертого!) "Человека-амфибии"; фотографии Коренева и Вертинской, купленные на копеечки, от школьного завтрака оставшиеся...
Только вот я - чесслово! - НИКОГДА не домысливала счастливых окончаний к печальным историям.
И ныне говорила о преображающей силе Любви токмо согласно строгой логике. Наш герой - личность зрелая, - это раз. Дальше: чувство только разгоралось, следовательно, особо сильное. Ну да - ангелом Соломона назвать - погрешить против правды, все детали насчет его распоряжений о расправе с виновным я ведь тоже приметила... Но - "остави отца и мать своих и прилепися к жене своей", верно? Не хотелось бы повторяться, но ведь это и вправду несравнимо. "Солнце и светила движет" увы, любовь не родительская и не сыновняя...

А Ваши раздумья - "представим, что..." и "предположим, что..." - наклонение сослагательное. История его, как известно, не ведает...
(Традиции древних иудеев для меня - во многом тайна. Очень внимательно прочла. Видите, сколько извлекаю из Вашего гостеприимства...)
А название? Да просто - имя главного героя - хоть человека, хоть животного (а для автора - одушевленного, простите трюизм). "Моби Дик". "Серая Шейка"... Чехов сначала хотел ведь назвать рассказ "В дурном обществе" (что-то в этом роде). Легко сменил на "Каштанку". Не станет же, в самом деле, автор со вкусом называть творение как-то покудрявее: "Роковая любовь" или там - "В объятиях смерти". А простенько так. Это, кстати, тоже тонко привлекает интерес - я об искушенном читателе...
(Эх, неужели после объявления итогов каждый участник форума погрузится в свои раздумья - и темы закроются?)
08-04-2010 15:29

Кристиан Фламбо
Ирина Анатольевна, какое объявление итогов, о чём Вы? Ведь у нас продолжается День Сурка.

А в раздумья и так все погружены.

А "Имя Розы" Эко сначала хотел назвать "Монастырь убийств"...
08-04-2010 16:02
Маркович Ирина Анатольевна
Кристиан Сергеевич!

Ах, повторенье общих мест:
Орел - Сурка! - поверьте: съест.

(Представляете: отправила письмецо, и лишь после заметила Ваше упоминание моей скромной особы. Давно так не веселилась. "Мысль эту можно б боле пояснить..." А честно: это комплимент - или сварливость?)
08-04-2010 16:38

Кайгородцева Людмила Петровна
07-04-2010 19:01

Гурьев Андрей Димитриевич

"Есесено, что Ваше всё внимание было приковано только к Соломону, как моё к Суламифи".

.............................................
О твечаю твёрдо и однозначно: да нет, наверное. Пояснение. Когда впервые прочла рассказ Куприна, была почти в два раза старше нимфетки Суламифь. Завидовать уже не имело смысла. Смысл моего интереса лежал по ту сторону любовных страстей; скорее наблюдала со стороны за перипетиями героев. К тому же (благодарение маме-папе-семье) глаза никогда не искали глаз мужских – как-то и почему-то росла инфантильной с романтическими мечтами покорить какие-то вершины, уж коли они есть. Свой мир был самодостаточным. Правда, и в школьные годы, и в студенческие не была обделена вниманием «яней» (или «иней»). Один мальчик, абсолютно нормальный, даже умудрился остаться на второй год, чтобы сесть потом рядом за парту – запомнила его лежащим на чёрной поверхности доски с повёрнутой ко мне головой.

Я Вам лучше о своём открытии скажу. Вопрос задавала: почему из тысяч красоток мудрец выбрал немудрящую ту девушку? Какими качествами прельстила она (кроме юного тела, совершенного и свежего по молодости)? И, кажется, подобралась к ответу.

Читала, что внимание мужчин привлекают особы не столько красивые (Элен Безухова, Анна Одинцова), сколько с какой-то особинкой. Какой?

Не забыть (по книге и фильму), как вбегает Наташа Ростова в гостиную – вся состоящая из смеха и безотчётной радости. Как она же ранней весной в платочке выбегает на тропу перед каретой князя Андрея (начало мужской бескровной охоты). Как танцует на балу и у дядюшки. «Чаровница», «волшебница»… В ней столько было жизненной энергии, так щедро и бескорыстно она посылала её в пространство, что при одном взгляде на неё весело становилось всем. ((Но почему тогда она не полюбилась отцу-Болконскому?))

Оленька Мещерская. «Она ничего не боялась – ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена». Умела в книксене так «легко и грациозно» присесть, «как только она одна умела».

«Радостные, поразительно живые глаза» роднят Ольгу и Наталью. «Лёгкое дыхание» - так определяет Бунин главную составляющую образа гимназистки, сводившей с ума мужчин.

Избыток жизни, живые глаза, несоответствие правилам и нормам, выпадение из нормы и непереживанье по этому поводу – кое-что собирается в лукошко.

И, наконец, в повести А. Грина «Алые паруса» нахожу апофеозное сравнение. «В ней две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной прекрасной неправильности. Одна была дочь матроса, ремесленника, мастерившая игрушки, другая - живое стихотворение, со всеми чудесами его созвучий и образов, с тайной соседства слов, во всей взаимности их теней и света, падающих от одного на другое».

Матрос Летика назвал спящую в лесу Ассоль «дивным художественным полотном». Но, на мой взгляд, это сравнение слабое, потому что созданное произведение, если речь шла о живописном портрете прехорошенькой пейзанки, имеет законченность, статику, как следствие, может приестся. Но вот – «живое стихотворение»?!..

Если начнём выяснять, что конкретно означает гриновское словосочетание, тут нам каюк. Волна идёт – слово успеем подобрать. Волна за волной – переходим на декламацию гекзаметра. Волны идут до вечера, штормит, облака, солнце у горизонта… – наше мычание, а затем молчание. «Смотреть нельзя говорить» (запятую ставим сами).

Органичным состоянием «живого стихотворения» и могла привлечь царя Суламифь. И отношения их были кратки, как бывает кратким жизнь любого звучащего («живого»?) стихотворения. Высоки в слове, жарки в интонациях, с наполненными страстью паузами…

(( Из «Алых парусов»: «Запах от тлеющих головней костра придавал удовольствию дышать воздухом лесной зелени дикую прелесть». Спросите, к чему эта цитата? Да ни к чему. Пошалить можно?.. Какие-то ассоциации с написанным выше.))

Прошу мальчиков на оценку прочитать хотя бы три-четыре предложения из слов признания Соломона. Судьи – девочки. Последние по моей просьбе закрывают глаза, чтобы сосредоточиться на интонации… Только из жалости девочки поставили одноклассникам «1». Выше из парней не поднялся никто.

Являть собой «живое стихотворение» - дар божий. С ним рождаются. Алмазы прячутся далеко, сразу людям не даются, в огранке – дОроги. И любовь, как «живое стихотворение», как алмаз, по-прежнему остаётся и даром, и редкостью.


А Вы говорите… 1 апреля – никому не верю? Найдите, во что душа и дух поверили бы.


08-04-2010 16:51

Кайгородцева Людмила Петровна
.......................................
Этот пост был написан днём. В нём упоминается имя Умберто Эко. Увидела в реплике Кристиана его имя. Реплику прочту позже. Но, значит, на уровень взаимопонимания проблемы всё же приходим?
............................
Однажды Вы, Андрей Димитриевич, сказали, как в бронзе отлили: человек человеку инопланетянин. Мне приходилось уже дважды аргументировать Вашим афоризмом. Видели бы Вы лица тех людей.

Я про то, что разговоры на данной странице напоминают лично Вам первоапрельские шутки. Только сегодня до меня дошло, что мы друг другу – инопланетяне.

В литературоведении есть поле непаханое. Называется «Структурный анализ текста». Имя самого авторитетного учёного в этой области познания – Юрий Михайлович Лотман. Его труды знакомы всем, кого интересует текст художественного произведения (как кого-то интересуют система коробки передач, кулинарные рецепты и пр.) Структурный анализ текста – это что-то вроде нити Ариадны для тех, кто из миллионов лабиринтов выбрал чтение книг как способ познания мира.


Совсем кратко о предмете через аллюзию. Писатель (поэт, композитор, режиссёр и др.), наблюдая за миром, проживая его, что-то себе надумывают (делают определённые выводы). Потом придумывают содержание и форму этому, пакуют в книгу, песню, спектакль, относят далеко в лес, прячут. Выходят с северной стороны дремучего леса.

С южной стороны в лес заходят случайные или неслучайные люди, которым предлагают найти некий клад в лесу. Если шкатулку с кладом найдут, то к ним явится Истина. Без неё, какой бы она ни показалась, не жить.

Люди побежали по стрелочке: автор книги, название, вступительная статья, глава Первая.

Игралки «Лабиринт». Бежим, как собаки бегут по запутанному следу. Чтобы пройти весь путь, надо раскрыть много-много замкОв (как в Форте Байярд). Для этого в указанных точках стоят столы со справочным материалом. Смотри, читай, изучай, ищи ключ.

Не каждый проходит этот путь до конца – можно ограничиться чтением сюжета. Можно на любом участке лабиринта устроить Гайд-парк, взгромоздившись на скамейку высказывать своё мнение о том, что там такое зарыто. Закрыв книгу, сказать: клёво, стопудово; или – фигня, мне не понравилось.

Самая лучшая награда желающему понять и умеющему читать – понять авторский замысел. То, что лежит в тайнике, вещь абсолютно эксклюзивная. Даже алмазов много – «Джоконда» одна, «Чёрный квадрат» один на весь белый свет. Они зачем-то были созданы, в них зашифровано какое-то уникальное послание всем.

Не привлекает «Джоконда», читай пособие по противопожарной безопасности или рекомендации к рыбалке в зимнюю пору. Познание относят к ценностным категориям.

Попадала ли в Ваше поле зрения книга Умберто Эко «Имя розы»? Я еще текст не читала, но в Сети нашла статью самого автора, где он рассказывает о замысле. Он ведёт читателя по тропам своего замысла. Нагородил! Наплёл!

Первое, с чего начинает: «Заглавие, к сожалению, - уже ключ к интерпретации», и называет всему миру известные русские и европейские романы. Про то, какие названия он хотел дать роману с объяснением почему и выводом: «Название должно запутывать мысли, а не дисциплинировать их».

Вот ещё несколько его цитат.

«Чаще всего критики находят такие смысловые оттенки, о которых автор не думал. Но что значит «не думал»?

«Сознательно или бессознательно играл я на этой двусмысленности? Теперь это неважно. Текст перед вами и порождает собственные смыслы».

«Поэтическое качество я определяю как способность текста порождать различие прочтения, не исчерпываясь до дна».

«Я написал роман потому, что мне захотелось. Полагаю, что это достаточное основание, чтобы сесть и начать рассказывать. Человек от рождения – животное рассказывающее. Я начал писать в марте 1978 года. Мне хотелось отравить монаха».

«В какой-то момент я решил, что поскольку средневековье – моя мысленная повседневность, проще всего поместить действие прямо в средневековье».

Один из его разделов называется «Роман как космологическая структура. Узнаёте?

Это первый текст на моём пути, где автор наиподробнейшим образом раскрывает все пункты создания романа. Читается интересно в квадрате и кубе! Причём его «Заметки на полях «Имени розы» получались вещью самостоятельной. Теперь и к роману можно перейти.

.......................
Моей целью было сказать Вам, что на странице Литература лингвистического форума как раз и можно обсуждать такие вещи и что праздник Дураков – это не сюда.

Рекомендую посмотреть.

Ю. М. Лотман. Анализ поэтического текста. http://www.gramma.ru/BIB/?id=4.25
Ролан Барт. Введение в структурный анализ повествовательных текстов. http://www.ae-lib.org.ua/texts/barthes__intro_a_la nalyse_structurale_des_recits__ru.htm

Особен но это! Смысловой анализ текста. http://www.philologia.ru/theory/sm_an.htm
Темы (внизу страницы):
• Общая схема коммуникации.
• Понятие коммуникативной ситуации.
• Анализ и синтез текста. Понимание и порождение.
• Прагматическая и эстетическая установки.
• Проблема понимания. О типологии непонимания текста.
• Восприятие текста. Лингвистические «сигналы». Виды сигналов.
• Прогнозирование. Установка. Эффект обманутого ожидания.
• «Вычерпывание смысла». Данетки.
• Анализ скрытой информации. Понятие подтекста.
• Пресуппозиции и «скважины». Дискурс-анализ.
• Отслеживание информации и ее удержание.
• «Сцепления» в разных видах текстов. Монтаж.
• Проблемы понимания, «освоения» и интерпретации текста.

Вот начало статьи.

«Зачем нужен отдельный курс смыслового анализа текста?
Дело в том, что если человек «не видит» текста, не владеет навыками анализа, не воспринимает информации, заложенной в тексте, и не умеет ее интерпретировать – он беспомощен. Ему совершенно спокойно можно навешать на уши любой лапши, подсунуть любую дезинформацию – и он все примет за чистую монету. А это, согласитесь, опасно для жизни.
В школе смысловому анализу текста не учат, не до того. Да и невыгодно – овладевший такими умениями ученик становится неудобным: задает слишком много вопросов и вообще стремится до всего докопаться. Поэтому очень у немногих есть навыки работы с текстом, с книгой, с учебником – с информацией как таковой, мало кто умеет видеть общее в разных явлениях, различать «омонимичные» случаи, понимать истинные цели сообщения и т.п.

Надеемся, что приобретенные в решении задачек умения пригодятся каждому – и не только в связи с восприятием текстов. Вот, например, шахматистов специально учат понимать, что думает противник, что он от вас скрывает и что хочет вам внушить. А все остальные чем хуже шахматистов?
Ничем. Поэтому мы и предлагаем порешать задачки «на понимание». Своего рода «понимательные этюды».

08-04-2010 16:57

Кайгородцева Людмила Петровна
Вы, Андрей Димитриевич, создали на форумах образ себя как человека сведущего, весёлого, остроумного, лиричного и циничного. Представим, что Вы – герой художественного произведения фантазии хорошего писателя. Посмотрим на Вас в свете структурного анализа (конечно, его подобия).

Ознакомившись с сюжетом, системой героев и, как говорится, хитросплетениями материала, вдумчивый, пытливый читатель в качестве лакомого кусочка начал бы «расшифровывать» код Вашей персоны через индивидуальную речевую характеристику («ето», «есссено», «чё», «штоб») – а почему герой именно такой? Начали бы выстраиваться версии. Наверняка ключом к раскрытию образа стала бы фраза про 1 апреля.

У Вас это 1 апреля во всех кровеносных сосудах течёт, омывает мозг, мозг даёт сигнал к формированию действия; из тысяч слов Ваше «я» выбирает те, которые затем через Ваши пальчики передадутся клавишам – слово публикуется в конкретном посте.

Где источник Вашего отношения к происходящему, то есть откуда Вы такой сведущий, весёлый, лиричный и циничный? Пошли бы догадки. Например, такие: Ваши мама и папа были такими же (или наоборот, или кто-то один из них); кто в их семьях повлиял на них в формировании тех особенностей взгляда на мир, что через духовную ДНК передастся и Вам. «Повинны» ли в этом только родители, дом, улица с друганами или государство и страна - кто конкретно и в какой степени? (Всё это надо будет придумать в лицах, биографиях, привычках, помучаемся и с языком выражения хода мыслей, чувств, поступков).

Выяснится, что нет, родители - люди серьёзные, им было не до юмора-шуток – Вас надо было кормить/одевать/образовывать. И все остальные такие же. Государство же вообще не любит с циничной улыбкой людей. Страна ли, представленная писателями/журналистами/внутренними диссидентами, выработала в Вас механизм выживания в форме острого ума и доброжелательного оскала (так, на всякий случай), приперчённых всегдашним охаиванием?..

Но, может быть, лепя себя и строя, Вы сами где-то нарыли кладезь инструментов, способных защитить Вас теперь уже в любой ситуации – на производстве, в отношениях с людьми, с женщинами (выделим это в отдельную анализируемую статью), на форуме фестиваля «Русское слово»?..

Впрочем, полюбивший Вас читатель догадается, что всё это только защита, а внутри-то Вы незащищенный, легко ранимый (извините за клише), такой всегда новорождённый ёжик, дитя, каковым Вы и остаётесь. Но жизнь, зараза, жизнь сама сковала для Вас броню/панцирь. Откуда Вы иногда и выглядываете.

Как читатель должен относиться к герою? Перечитаем внимательно все реплики, увидим в прямо высказанном слове тайное, скрытое от тех непосвященных, которые норовят плюнуть в бездонный колодец Вашей прекрасной души…

Ба! Да это же человек-«1 апреля!» Ой, пусть тогда говорит, без него, как мясо без чёрного перца и прочих приправ, – всё будет «скушно» и пресно. Придёт – и сразу принесёт с собой праздник. Вот он какой – Андрей Димитриевич 1 Апреля, живой, настоящий, человек-парадокс: мрачный весельчак, извиняющийся циник, серьёзный пересмешник…

Интересно Вас будет разгадывать. В конце обязательно должен следовать вывод лично для себя: а я-то каков? что взять себе в свой арсенал выразительных средств (улыбку, остроумие; кстати, желание «общацца»), а что-то отринуть (цинизм, через-губу-говорение, фуканье и фиканье). Вот какой Вы богатый и непростой человек, но точно не «премного малозначащий» (слово Н. Лескова) для форума фестиваля человек.
……………………………………………
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
Гости не могут писать сообщения на форуме. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь