Всероссийский фестиваль русской речи "Русское слово"
Фестивль русской речи Русское слово 2010
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?

Просмотр темы "Сто книг"

ФорумЛитература от А до Я Сто книг

Автор

Сообщение

08-04-2010 18:01

Кайгородцева Людмила Петровна
Ирина Анатольевна посоветовала прочесть роман Загребельного «Роксолана». Уже нашла его в электронном виде. Сделала закладку. Читаю и «Белого пуделя». С подачи Ирины Маркович предлагаю поделиться воспоминаниями о книгах прочитанных давно или недавно. Книгах, которые затронули вас и которые вы порекомендуете для чтения (хотя вопросов у меня есть).

Начну с весёлого. Сравнительно недавно открыла для себя писательницу Дину Рубину. Из многих изданий советую прочесть «Больно только когда смеюсь». Это не художественное произведение – фрагменты интервью, где много воспоминаний об эпизодах из своей жизни и жизни знакомых, пишет о любимом ею Израиле, природе и достопримечательностях, куда включает какое-то особенное израильское небо. Много наблюдений над психологией человека в обстоятельствах, языке.

Начинаешь смеяться с первого абзаца вступительной статьи: арабские рабочие занимались ремонтом её квартиры между «третьей молитвой и двадцать третьей чашечкой кофе»…

Пишет, в частности, о том, что «иврит - язык замечательный, очень, если можно так выразиться, русский.

Есть в языке слово «дахуй» — «отсроченный, отложенный». Отсроченный чек, — понятие в Израиле обыденное, каждодневное.

Наш друг художник Саша Окунь вспоминал время своего приезда в Израиль, тому уже лет тридцать.
— Хорошее было времечко, — вспоминал Саша. — Нас, «русских», приезжало так немного, что в обществе очень принято было помогать, всеми силами устраивать вновь при¬бывших, приносить продукты, одежду, а то и деньги...
Однажды мы с Веркой возвращаемся домой, нас встречает матушка и несколько обескураженно говорит: «А тут при¬ходил какой-то человек. Симпатичный, но странный. Вот, какую-то бумажку оставил». Смотрим — чек на приличную сумму.
Потом выяснилось, что это художник Яша Блюмин, — в прошлом тоже, как и Окуни, ленинградец, — пришел с тем, чтоб поддержать новеньких.
— Я открыла, он вошел, — рассказывала матушка. — До¬стал эту бумажку, вручил мне и сказал: «Хлеб да соль, чек дахуй...»


Ну не прелесть ли? Таких рассказов за несколько десятков.
Книга богато иллюстрирована (как обычно) графическими рисунками Бориса Карафёлова, мужа писательницы, большого художника, живописца страстной живописи. Обложка тоже его – глаз не оторвать. Внутри – много графических изображений, они пряны, затейливы, изящны, дарят настроение.

Книгу можно прочитать самому, а потом давать/передавать читать знакомым. Чтение лёгкое. Многие эпизоды можно пересказывать на посиделках в компаниях очень долго. Они напоминают байки. В общем, если хотите подлатать свою кое-где пробитую обстоятельствами ауру, - рекомендую.
………………………..
Ирина Анатольевна, спасибо за идею.
09-04-2010 09:16

Борис Александрович Летучий
Интервью Рубиной (в том числе радио- и теле-), как и ее рассказы, повести и эссе, публикуются на сайте dinarubina.com. Из ее не совсем уж давних произведений я не могу порекомендовать только "Почерк Леонардо".

Рекомендую повесть Рубиной "Двойная фамилия" (фильм рекомендую не смотреть) и рассказ "Любка" (фильм тоже можно смотреть) и произведения Петрушевской "Свой круг" и "Время ночь"; далее захочется читать ещё.

Кстати, Рубина с последним романом "Голубка Кордовы" - в тройке финалистов премии "Русская премия" (для зарубежных авторов, пишущих по-русски) в категории крупной прозы (есть еще малая проза и поэзия).
09-04-2010 13:47

Гурьев Андрей Димитриевич

В те стародавние времена, когда горизонт моих знаний ограничивался двумя действиями арифметики, довелось мне услышать слово «котангенс». Оно меня рассмешило: какая дразнилка для кота! Через годы, когда в программу обучения вошла наука тригонометрия, стало уже не до смеха. Вот и тут обмишулился я. Думал: «капустник», а тут – симпозии. «Шёл в комнату – попал в другую». Виноват, конфузия вышла. Пошёл к дедушке Лотману. Обещаю, пока не выучу «Структурный анализ текста» на «5», не входить. И уж солиднее меня вы не найдете человека

(Дорогая (если позволите) и уважаемая Людмила Петровна!
На Ваш запрос отвечаю: «Имя Розы» прочитано мною тому лет двадцать. И кинофильм с Шоном Коннэри по телику видел.)




09-04-2010 14:21

Кайгородцева Людмила Петровна
Уже дочитывала "Белого пуделя". Но рассказ Л. Петрушевской "Время ночь" перебил. Со страницы 6-ой электронного варианта появился интерес. Подбираюсь к трети. Подумываю, не купить ли книгу. Спасибо, Борис Александрович. (У меня два личных попадания в рассказ.)
....................................... ...
Котангенс! Какое имя шикарное можно коту дать! А кошку назвать Симпозия. (Надо глянуть, что слова обозначают - даже первое.)
........................................ .
То, что Вы, Андрей Димитриевич, человек солидный, хоть и лингвистический баловник, об этом знаем. За то любим.
........................................
Своё впечатление об "Имени Розы" напишите, пожалуйста. Ощущения какие остались? Что запомнилось? Вы-то когда поняли, кто убийца?
.........................................
Лотма н всё же не дедушка - учёный, который умел сложное объяснять понятно. Но советую
http://www.philologia.ru/theory/sm_an.htm .
"Филологя в задачах". Слева: Задачи. Порешайся одну-две. Там и ответы есть. Спасибо, что не обиделись. Я уже казнила себя за пост.
09-04-2010 14:59

Гурьев Андрей Димитриевич

Экой-то я медведь-бурбон-монстр! Вот и Лотмана обидел. А вообще я тоже его уважаю: что-то где-то читал, и в телевизоре он выступал.
А о впечатлениях от «Имени Розы» что могу сказать? Я читатель непрофессиональный. Прочёл – и забыл. В анонсе на обложке книга расхваливалась как увлекательнейший мировой бестселлер. А так часто бывает: ждёшь чего-то выдающегося – и разочаруешься. Даже скучновато показалось, хотя в целом-то – занимательно, конечно. А кто там убийца понял, наверно, как обычно – когда автор указал

10-04-2010 08:50

Старостьянц Любовь Ивановна
а я дочитала Эко до половины, ушла в учебник семиотики на поиски истинного убийцы, там и заблудилась...
10-04-2010 13:26

Кристиан Фламбо
О, как бы я хотел вынести из горящей библиотеки книгу Аристотеля...

Ирина Анатольевна, не ждите от меня честных ответов - всё это суета сует. И всё пройдёт. Моё сердце поросло шерстью. И я вешаю свой щит на башню царя Давида.
10-04-2010 19:37
Маркович Ирина Анатольевна
...Фазиль Искандер, последние вещи: нейтронные. "Думающий о России и американец" (диалог философский); Эссе "Попытка понять человека", "Слово о Пушкине".
Сказка-притча "Кролики и удавы".

.........................
"Ирина Анатольевна, не ждите от меня честных ответов".

Месье Фламбо! Уж не жду от жизни ничего я...
11-04-2010 09:27

Старостьянц Любовь Ивановна
"Имя Розы" мне нужно прочитать к сессии. Оказалось - из тех книг, что с трудом поддаются расшифровке.
Не знаю как и определить себя в этой "неопределенной системе". Взяла книгу в руки, продолжила с того места, где накопленное монахами богатство книгохранилища сделало их тщеславными. Копили, но расходовать не давали. В жажде накопления готовы были пойти на любое грехопадение ради книги.
Хорхе, главный хранитель, боится смеха. Похоже, поэтому прячет книгу. Лотман говорит, что Хорхе хранит истину застывшую, холодную. Другие, и Вильгельм, - способны смеяться. Смех у Эко, говорит Лотман, - созидающее и разрушающее начало.





Книгу я понять так и не могу. Цель Эко обозначил сам: заставить читателя соучаствовать, творить. Но на что меня подталкивает книга Эко? - пока - убедиться в собственном ничтожестве, незнании истории и семиотики. Положим, с историей - просто. Король и папа делят власть в жирной Италии. Монахи вроде суетятся между ними... А что с семиотикой? Лотман говорит, что у Эко слово жизнеспособно и, высказанное, может влиять на течение истории, на действия людей. Так убили одного из монахов. Сначала убийства были случайными, потом Вильгельм высказал мысль о сценарии убийцы по Апокалипсису. Его выслушали другие уши, и сценарий стал разворачиваться именно так...

Да какое это открытие??? Чем еще люди могут влиять друг на друга, как не словами???

О чём пишет Эко? Зачем? Книга обозначена как бестселлер - значит, я остаюсь в меньшинстве? Где найти в интернете поклонников этой книги, почему только Лотман говорит о ней???


Для меня Эко пока единственное открытие сделал, что Христос и вправду в Библии не смеется. Меня это шокировало - я об этом никогда не думала...
И что - из этого? ...
11-04-2010 11:39

Кайгородцева Людмила Петровна
.............................................
Пос мотрела в Сети – и правда, кроме Лотмана, роман Эко никто серьёзно не разбирает. Но имя Лотмана – залог того, что роман стоит читательских мучений.

Из статьи самого Умберто Эко заинтересовалась системой лабиринтов. До него и не читала более ни у кого про это. Оказывается, есть три вида: греческий – простейший («лабиринт Тесея»), маньеристический («В плане это что-то вроде дерева – корни, крона. Разветвленные коридоры со множеством тупиков. Выход один. Но как его найти?)

Третий, самый сложный, «сетка – «ризома», устроенная так, что в ней каждая дорожка имеет возможность пересечься с другой. Нет центра, нет периферии, нет выхода. Потенциально такая структура безгранична. Пространство догадки – это пространство ризомы. И далее о героях. (подчеркушки УЭ.)
…………………
Ю. Лотман: «Образ лабиринта – один из сквозных для самых разных культур символов – является как бы эмблемой романа У. Эко. Но каждый лабиринт подразумевает своего Тесея, того, кто «расколдовывает» его тайны и находит путь к центру. В романе это, безусловно, Вильгельм Баскервильский. Именно ему предстоит войти в обе двери – «детективную» и «историческую» – сюжета нашего романа».
………………………………
Умберто Эко: «На какого идеального читателя ориентировался я в моей работе? На сообщника, разумеется. На того, кто готов играть в мою игру, … то есть станет добычей моего текста. И начнет думать, что ему и не нужно ничего, кроме того, что предлагается этим текстом».
……………………………
Поселяется уныние, что роман может быть не понят. Итог известен – убийца назван. Но хотелось узнать и культурологическое чудо (до зубной, головной и душевной боли одновременно): что Платон написал во второй части своей «Поэтики»?

Ради сюжета книгу можно читать по диагонали. Но чтобы насладиться романом как семиотическим произведением… Да, не хватает знаний. Сюжет детектива – для всех. Суть - для узких специалистов. Какой ещё толк в идее романа для всех нас? Лотман полагает, что речь идёт о влиянии при помощи слова на массы и что роман – предупреждение тоталитарным системам… Но политики ведь не читают книг у себя на совещаниях, не обсуждают их, не страшатся ничего и не делают выводов.

Для себя взяла пока что следующее: вспоминаю эпизоды своей жизни, знакомства, драматургию отношений, расставания и накладываю на «лабиринты Эко».

А то, что Христос не смеётся… Может быть, это метафора вообще неулыбчивой жизни? Не случайно священники утверждают: первый крик ребёнка – это первый шаг к смерти, а он этого не хочет… Моя знакомая всё чаще повторяет: если бы дали возможность выбора, то я бы не хотела быть зачатой.
11-04-2010 11:39

Кайгородцева Людмила Петровна
.............................................
Пос мотрела в Сети – и правда, кроме Лотмана, роман Эко никто серьёзно не разбирает. Но имя Лотмана – залог того, что роман стоит читательских мучений.

Из статьи самого Умберто Эко заинтересовалась системой лабиринтов. До него и не читала более ни у кого про это. Оказывается, есть три вида: греческий – простейший («лабиринт Тесея»), маньеристический («В плане это что-то вроде дерева – корни, крона. Разветвленные коридоры со множеством тупиков. Выход один. Но как его найти?)

Третий, самый сложный, «сетка – «ризома», устроенная так, что в ней каждая дорожка имеет возможность пересечься с другой. Нет центра, нет периферии, нет выхода. Потенциально такая структура безгранична. Пространство догадки – это пространство ризомы. И далее о героях. (подчеркушки УЭ.)
…………………
Ю. Лотман: «Образ лабиринта – один из сквозных для самых разных культур символов – является как бы эмблемой романа У. Эко. Но каждый лабиринт подразумевает своего Тесея, того, кто «расколдовывает» его тайны и находит путь к центру. В романе это, безусловно, Вильгельм Баскервильский. Именно ему предстоит войти в обе двери – «детективную» и «историческую» – сюжета нашего романа».
………………………………
Умберто Эко: «На какого идеального читателя ориентировался я в моей работе? На сообщника, разумеется. На того, кто готов играть в мою игру, … то есть станет добычей моего текста. И начнет думать, что ему и не нужно ничего, кроме того, что предлагается этим текстом».
……………………………
Поселяется уныние, что роман может быть не понят. Итог известен – убийца назван. Но хотелось узнать и культурологическое чудо (до зубной, головной и душевной боли одновременно): что Платон написал во второй части своей «Поэтики»?

Ради сюжета книгу можно читать по диагонали. Но чтобы насладиться романом как семиотическим произведением… Да, не хватает знаний. Сюжет детектива – для всех. Суть - для узких специалистов. Какой ещё толк в идее романа для всех нас? Лотман полагает, что речь идёт о влиянии при помощи слова на массы и что роман – предупреждение тоталитарным системам… Но политики ведь не читают книг у себя на совещаниях, не обсуждают их, не страшатся ничего и не делают выводов.

Для себя взяла пока что следующее: вспоминаю эпизоды своей жизни, знакомства, драматургию отношений, расставания и накладываю на «лабиринты Эко».

А то, что Христос не смеётся… Может быть, это метафора вообще неулыбчивой жизни? Не случайно священники утверждают: первый крик ребёнка – это первый шаг к смерти, а он этого не хочет… Моя знакомая всё чаще повторяет: если бы дали возможность выбора, то я бы не хотела быть зачатой.
11-04-2010 12:06

Балдин Дмитрий Сергеевич
Уважаемые любители русской культуры!

Вот вы говорите: Дина Рубина, Дина Рубина...

А известно ли вам, кто автор произведения, по мотивам которого снят фильм "День Сурка"? Дэнни Рубин. Хотите верьте, хотите проверьте. (Ирина Анатольевна, Вы хотя бы оцените...)

Фильм всем рекомендую посмотреть: тогда концепция фестиваля прояснится более эффективно, чем в результате общения с оргкомитетом.
11-04-2010 12:32

Старостьянц Любовь Ивановна
"День сурка" смотрела много раз и еще посмотрю.
Тогда получается, что надо по принципу "шажок, еще шажок" добиться такого совершенства, чтобы совершился прорыв. Концепция фестиваля - равно концепция Эко. Мы - добыча фестиваля.
11-04-2010 16:51

Кайгородцева Людмила Петровна
....................................
Кристиану Фламбо.
Рассказ А. Куприна «Белый пудель» не о собаке только, поэтому и не мог получить название «Арто». О чём тогда? О категории «дружба». Сколько может стоит дружба, (если у всего есть стоимость), всякий ли способен на дружбу и что это такое (как определяет её именно Куприн)?

Пуделей в рассказе много, «собак» других пород ещё больше.

Помимо Арто кто пудель? Сергей и Арто отражают друг друга, когда в усадьбе «мельонера»-путейца Обольянинова показывают цирковые фортеля. Абсолютный «пудель» - сын хозяина усадьбы. Сходство в портрете - «белокурые волосы, все в крупных локонах…» И в поведении – визжал, барахтался-крутился в истерике, орал – словом, доставал всех. Как известно, пудели такие общительные, что продыху не дают человеку, причём они как заводные игрушки на батарейках. (Той пудель = в переводе «игрушка».) Имя у мальчика чисто собачья – Трилли (хотя его кличут и Николаем Аполлоновичем).

Остальные люди: дедушка Мартын Лодыжкин (имя по поддельному паспорту, на деле – крестьянин Иван Дудкин), дворовые усадьбы – чисто собаки. Первый – старая дворняга, вторые – кто овчарка, кто бульдог. Сергей и дедушка нашли ночлег в грязной турецкой кофейной – хозяин на ночь пускал оборванцев. Когда мальчик уже вернулся с Арто, Куприн даёт такое описание. «Арто в одно мгновение отыскал старика среди груды валявшихся на полу тел…» Будто уставшие собаки валяются. Представить легко.

Если дружбу можно купить, какова её стоимость?
Барыня, мать Трилли, «паныча скаженного», считает, что купить можно всё: «… купи… чего бы ни стоило». (Оне, с тугой мошной, живут в подобных иллюзиях.) В конечном итоге за Арто предлагали 300 рублей – на эти деньги можно было разжиться небольшой бакалейной лавкой и зажить припеваючи. Много. Другую стоимость называет доктор дома Обольянинова – «десять рублей красная цена». Тоже прилично, если учесть, что Лодыжкин рад 5-7 копейкам.

Отпор «купцам» даёт Мартын-Иван: «… ежели бы [обращается к дворнику] у тебя был самый что ни на есть верный друг… который сыздетства… То за сколько бы ты его примерно продал?» И дворнику ясно – приравнивать нельзя. Сделка не состоялась. Но купля-продажа заменена воровством (= обман и сила) – и Арто с верёвочкой на шее (вот это уважили!) переместился в усадьбу.

По верному другу Лодыжкин плачет. Зная людские нравы, и не пытается вернуть, боясь своего поддельного паспорта.

А Сергей, вроде подросток-несмышлёныш, сразу стал взрослым. Ночью он отправляется в усадьбу, находит Арто (тот сидел в подвале); не в силах слушать собачий лай, боясь наказания хозяев, дворник, скорее всего, выпустил пса из заточения. Они мечутся по тёмному саду, везде острые и узкие, высокие колья решётки сада (= клетка). Мальчик всё же находит низкую стену. Но… «… верх её был утыкан вмазанными в извёстку бутылочными осколками [вы только почувствуйте это], но Сергей не задумался над этим». Оба скоро оказались на свободе. Куприн не пишет, каковы были раны, но только потому, что их не замечал сам Сергей.
(продолжение следует)
……………………………….
11-04-2010 16:54

Кайгородцева Людмила Петровна
(продолжение)
Как дружбу определяет Куприн? Надо внимательнее посмотреть на образы-подсказки. Самый лучший ответ – через иносказание.

Образ первый. Старая шарманка дедушки, которую предлагали сдать в утиль, «вроде как какой-нибудь памятник». А он видел в ней «только живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо, … одухотворённое, почти сознательное». Шарманка издавала «слабый звук, печальный, одинокий и дрожащий: точно старческий вздох». «Жалуешься?.. А ты терпи…» Одушевлять неживое, будить жалость и милосердие, сочувствие – одна из задач искусства. (Ван Гог: если я чувствую себя деревом, это так и есть.) И собака – живое, такое, как и ты. И друг твой, как ни странно, живое. (Дружба Онегина с Ленским, Базарова с Кирсановым прекратилась в тот момент, когда один из них, каждый по-своему, потерял жалость к другому, решил встать чуть выше, хотя дружба – это равенство. Экзюпери – «Друг тот, кто не судит».) То, что для одного «памятник» (= память), для другого – «кислая дребедень»… Неутихающий голос шарманки – неисчезающий голос друга в тебе.

Образ второй - «Апельцын» или лимон, которые Лодыжкин видел в южных городах. «Просто так себе и растёт в воздухе. Без ничего, прямо на дереве». На чём держится дружба? Ни на чём. На личной потребности каждого. Цитрусовые ассоциативно могут быть связаны … с солнцем – оно тоже «висит» в воздухе. Мысль – о непрекращающейся, постоянно источаемой энергии. Бывает, и в пустоту. Но лучи попадут на страждующего и обогреют его.

Образ третий - дружба как «соль морская» действует на человека. (Комментировать особо не надо.)

Образ четвёртый - пальма. «Ствол у неё мохнатый, на манер войлока, а каждый лист такой большой, что нам с тобой обоим укрыться впору». ((Кристиан: «Моё сердце поросло шерстью». А может, в ствол пальмы превратилось? Повернуть угол зрения.))

Можешь ли ты сам стать другом? Есть одна подсказка. Описание природы глазами мальчика (глава II: «Тропинка спустилась вниз…»). Это описание – косвенно о состоянии души подростка – всё ощущает, обоняет, чувствует. Душа готова к восприятию красоты и мира, и человека.

Последний образ. Арто входит в рассказ первым. Писатель замечает, что он был острижен «наподобие льва». Как лев бросился Сергей спасать друга. Вот и ответ – каким должен быть друг. Хорошо, если, как и с любовью, выбором профессии, родом занятий, выбором мировоззрения, а также с выбором страны, семьи и эпохи свезёт. В противном случае окружающие могут быть похожи только на «эфиопов», которые «тоже люди», а жизнь вокруг нас – на болото с «гнилью, смрадом, лихорадкой». Но это если только расположение звёзд будет тем самым, а рассол собственной биохимии готовым к употреблению.
………………………………………
Вывод. Рассказ содержит обобщение размышлений писателя о феномене дружба. «Белый пудель» - аллегория дружбы, ради которой человек способен на многое. ((Кстати, посмотрите на ладошки. На подушечках под указательными пальцами обеих рук вы можете увидеть бороздчатые кресты. Если они есть – поздравьте себя: это знак дружбы.))

Думаете, другом быть легко? Последнее предложение рассказа: Мальчик уже спал, разметав в стороны руки и широко раскрыв рот». У кого-то возникнут и зашифрованные писателем ассоциации.
(окончание следует)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
Гости не могут писать сообщения на форуме. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь