Всероссийский фестиваль русской речи "Русское слово"
Фестивль русской речи Русское слово 2010
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?

Просмотр темы "Мемуары участников IV-го Фестиваля"

ФорумКорзинаМемуары участников IV-го Фестиваля

Автор

Сообщение

23-11-2009 10:05
Маркович Ирина Анатольевна
Уважаемая Любовь Ивановна!

Очень Вас прошу: не делайте этого, не отказывайтесь!

Не может быть, чтобы вы приняли на свой счет малоприятные разговоры об обходных путях! Каждый, кто хоть немного с Вами знаком, ни на йоту не усомнится в Вашей поистине высокогорной порядочности.

Поверьте, что я высоко оценила Ваше упоминание моих скромных попыток участия в Форуме. Ну что ж - в самом деле, сотни людей, строго в соответствии с правилами, не перешагнули некий барьер. Но это не повод, честное слово, разлюбить Русский язык. Вы так нужны всем нам!
23-11-2009 12:52

Старостьянц Любовь Ивановна
Уважаемая Ирина Анатольевна, я вполне адекватно оценила и Ваше участие на форуме. Не буду повторяться, процитирую лишь самый обнадеживающий меня комментарий администратора к моему предложению:

«спасибо за предложение! Оргкомитет его обязательно рассмотрит на очередном заседании».

Надеюсь, что Оргкомитет будет справедливее молчаливого равнодушия неведомых фестивальщиков, и моя «добровольно-принудительная коллективная акция», набравшая еще два голоса, будет иметь успех.



Ирина Анатольевна, спасибо. Мне нужна Ваша поддержка)
23-11-2009 16:39

Гурьев Андрей Димитриевич

Дорогая Любовь Ивановна!
Дорогая Татьяна Николаевна!
Дорогой Кристиан!
Дорогие победители I-го тура!
Все, кто воспринял фантастику автора на свой счёт!

Бросив на вас тень, подло поступил я. Приношу извинения.
(Возможно, Оргкомитет учтёт в следующий раз, и повысит надёжность тестирования.) Если же от этого зависит чьё-либо участие в дальнейшем, сниму я свой рассказик.

Но нет худа без добра. Теперь мы имеем ваши «языковые портреты».

Душевно благодарен Вам, дорогая Любовь Ивановна, Людмиле Петровне и всем, подписавшим «Обращение к организаторам фестиваля и участникам», но прошу вас его отозвать – не только в связи с полученной от меня обидой, но более с тем, что судьи в игре не делают исключений из правил. Хотя... Нужны ли нам, как Вы справедливо заметили, «молчаливо-равнодушые неведомые фестивальщики», которые равнодушны не только к судьбе Петербурга или какому русскому языку будут учить наших детей и внуков; но даже «за место под солнцем побороться» не решаются? Улыбаюсь


23-11-2009 17:14

Кайгородцева Людмила Петровна
Андрей Димитриевич! Вы заслужили и нашего внимания, и Обращения. Вы - хороший.

Ниже мемуары, которые я писала часом раньше.

Не ожидала, что такие страсти тут разгораются. Нелюбопытна бываю. Позвольте и мне вступить ножкой на паркет…

Что и говорить, ждала, вернее, ждали. Как-то неожиданно случилось начало – от фестивальщика пришла информация – а я-то думала, что Оргкомитет РОПРЯЛа оповестит нас, хотя бы в своей Гостевой, попрощается…

Вымыла пол; встала под душ, затем отключила телефон, сотворила маленькую молитву Ксении Петербуржской, зажгла свечу. Разложила на диване словари. Открыла книжные шкафы. Поставила будильник на процессор. Дождалась ровного часа. Сосредоточилась. И нажала на клавиши. Конечно, страшилась неведомого. Но практика учителя (теперь уже бывшего) помогла.

За годы учительства пришлось не то, чтобы перелопатить тонны гор литературы, а буквально через сито просеять (?) океан информации. Много-много текстов-тестов районных олимпиад, и городских, и российских. Немереное количество экзаменационных тестов. Обнинские олимпиады с призовыми местами и «Русский Медвежонок» по всем классам. Помощь коллегам в составлении многочисленных олимпиад.

На сердце отлегло сразу же, потому что первый вопрос из числа тех, что прорабатывала с детьми, и не единожды. Все споры проявились в одну тысячную секунды, будто вчера это было. Заодно вспомнила и десятки других.

Правило "ё-е-о после шипящих" – одно из любимейших. Подумала, что можно было бы дать посложнее, к примеру: чащ..ба, веч…р (с ударением на второй слог), трещ…тка, саж…нки, напряж…н и так далее. Думала, может быть, спросят, почему суффиксы фамилий не подчиняются правилу (Пугачёв, Лихачёв, Трещёв). Ответ есть, да некому сказать. В комментарии вспомнила о Бажовской девчоночке («Огневушка-Поскакушка»), которую читали в каждом 5-ом классе.

Но третье задание повергло в уныние – грамматики так не смогла полюбить. Не знала наверняка, интуиция не просыпалась. И случилась ошибка. Поделом, подумалось после публикации ответов. Но грамматика остается в числе нелюбимых. Наверное, и не осилю - без любви какие ж знания?

Работа с фразеологизмами, значениями слов – несложная; пальцы, привыкшие листать словари, быстро нашли инсургентов, но только для уточнения. На это ушли секунды.

Курчане, куряне, куренчане, куряки – помог Интернет.

«Где строишь, там и роешь». Да взвизгнула с завывом. Потому что сотни раз прорабатывалось именно это предложение. Оно было любимо именно из-за сочетания глаголов разных спряжений. Особая головная боль была в процессе обучения (что маленьких, что выпускников - слушателей подготовительных курсов) с глаголом рыть, так же как с глаголами молоть и стлать.

Былинный, куриный… - тоже одно из любимейших правил, особенно когда разберешься (не одним летом) с историей возникновения прилагательных в русском языке. В комментарии дала свои примеры в парах: машинный-мышиный, осиное (гнездо)-осинники, рябина-рябинник, голубиный-глубинный. Уложилась в две минуты времени.

Чтец-жилец-кузнец-певец. Интуиция, очнувшись, указала на слово «жилец», который просто живет и радуется, а остальные существуют в профессиях, в деятельности – трудятся. Но, думала, не так просты придумщики этого задания. И пошла по неверному пути, указав слово «кузнец». Это была вторая ошибка. Хотя в комментарии дала и первое пояснение. Наверное, это учли.

Все задания до 23 - «фрак наваринского дыма с пламенем» - прорешивались на уроках сотни (ей-богу, не развожу турусы) раз. Ну а Гоголь – вообще любимый писатель. Когда однажды перечитывала, оглядывалась поминутно – было ощущение реального присутствия автора за спиной. В августе ездила с коллегой на ее грядки, и мы делились впечатлениями почему-то именно по Гоголю. Может быть, информация из Орла неведомым образом настигла тогда меня. Но после дачной поездки был перечитан именно второй том. Бывает же наитие.

Очи, уста, ланиты, перси и другое – это прорабатывалось специально для районной олимпиады, были предупреждены. И строчку зацитировала Баратынского – потому что Вечер Поэзии когда-то измотал всех, и потом долго-долго еще дети ни с того ни с сего говорили на перемене и уроках поэтическими строками.

Ну а про ташки - пришлось заглянуть в Иллюстрированную Энциклопедию военного костюма. В конце книги был словарик с небольшого объема объяснением.

Выводы. Учитель имеет дело с огромным массивом лингвистической информации, поэтому ответы мне дались легче, чем другим. Бывший учитель имеет право участвовать в группе «все желающие».

23 балла слегка огорчили. Надежда была на комментарии. Но решила (скромно/нескромно), что дадут в среднем по 2 балла дополнительно. Итого: 23 + (23х2) = 69 баллов. Но 92 не ожидала никак, и это были «именины сердца». Оргкомитет ответы не комментирует.

Мне кажется, что можно было бы ограничиться зачислением только баллов ответов. И дать возможность пройти во 2-ой тур всем до 20 баллов включительно. Все равно впереди китайская стена – эссе. Многие непишущие могут ведь и вовсе отказаться. А так комментарии читались и обсуждались отдельно - это же сколько трудов и времени потрачено?!

Рада, что пока еще студентка университета Люба Старостьянц вышла на первое место. Заслужила! После фестиваля мы вели активную переписку. Она читала очень много к экзаменам (в разы больше, чем я, когда была студенткой), я делилась впечатлениями от содержательной части уроков – как ученики отвечали на вопросы по литературным произведениям. Мы вступали в творческие споры. 6-8 писем в день – не предел. Удержаться не могли от выяснения особенностей композиций, расшифровывали детали. Тексты писателей завораживали, затягивали в свои глубины. У меня в школе таких собеседников не было никогда! Люба явила себя человеком с нешуточными филологическими задатками, осмелюсь сказать, - даром. По велению души присылала свои литературные труды – писала про соседей с блистательными, полными юмора портретами, про чайник (о!), про палитру дождя или росы на осоте. Делала анализы текстов (даже абзаца) и лингвистические, и литературоведческие с большим ассоциативным рядом. Всё, чем делилась, полно поэзии, ума, иронии, влюбленности в мир в целом и слово в частности. Это результат не просто начитанности текстов, а происходит от состояния странной и, по выражению А. Грина, "летящей души".

Вгрызалась не на штуку в олимпиадные задания моих учеников. Жертвовала своим временем, которого у матери двух продвинутых детей, студентки, жены и работника РАО ЕЭС маловато. Ну а ребята ее – дети, воспитанные мудрой мамой, идут своей дорогой – они и музыке учены, и читают нешкольное, и выслушивают маму-студентку, когда та готовится к очередной сессии, и небо звездное показывают ей в благодарность, и свои музыкальные пьесы посвящают. Они и в школе в первых рядах (дочь учится в Центре Одаренных детей), поэтому их победа в первом туре закономерна. Поздравляю!
24-11-2009 04:13
Котина Вера Леонидовна
Начало. У истока участия

Дата по штемпелю – 25-е… Письмо прилетело! Ох, и летучее… А что в том письме? Да как же? Да что же? Уже?!. Так Вертер ж ещё не написан! Э, то есть снег… не выпал! Сбывайся, пророчество Книги гаданий! А может, был снег… в Орле?

«Я оживу, когда наступит снег
На серые лохмотья ноября…»


Ах, вот оно что! Ноября!.. А я – в сентябре. Ноября! Октября! Сентября! Был задан отсчёт...
25-11-2009 08:20

Балдин Дмитрий Сергеевич
Вера Леонидовна, с кем это Вы разговаривали?..
Ах, впрочем, простите, как же я сразу не догадался. Ещё один Ксаверий.

Смею надеяться, что никому не было скучно со мной в этом сезоне. Рассказываю последний анекдот на злобу дня -- и теперь уже в самом деле всё.

Умирает Папа Римский. И перед смертью просит, чтобы к нему привели Фантомаса. Весь Интерпол на ногах; обшаривают всё на земле и под землёй. Наконец Фантомаса ловят и приводят к Папе.
-- Оставьте нас одних! -- просит Папа.
После некоторой заминки охранники выходят.
-- Сын мой! -- говорит Его Святейшество. -- Ты ведь католик, не так ли? Ничего не бойся. Я отпущу все твои грехи. Сними маску, иначе я не смогу спокойно умереть.
Фантомас снимает маску. Несколько минут они молча смотрят друг на друга.
...
-- ...Да, Петька... Раскидала нас гражданская война.
25-11-2009 08:48

Старостьянц Любовь Ивановна
Сейчас все будут смеяться, потом комментарий Дмитрия Сергеевича исчезнет, и склейка сценария снова станет необъяснимой.


Анекдот мне этот нравится. Если Вы, допустим, Фантомас, то кто Папа?


Вера Леонидовна, эту цитату из стихотворения одной из участниц - помню...
Не забылась за несколько лет... Спасибо.
26-11-2009 10:01

Балдин Дмитрий Сергеевич
"Подло поступил я", убрав рецензию, тем более что она не моя. Поскольку автор выразил мне своё порицание, я публикую её снова.


Рецензия на эссе А.Д. Гурьева "Как я поучаствовал в I-м туре"

Эссе написано в русле незыблемых традиций перфекционизма, сюрреализма и экзистенциализма.

Перфекционизм проявляется в том, что автор хотел непременно получить все 25 правильных ответов: взять с бою до самого низу и не показать вида до самого верха. Зачем, спрашивается? Разве инсургенты (то бишь победители) – это обязательно те, кто получил этот пресловутый четвертак? Баллы начисляются также и за комментарии к правильным ответам – вот универсальная панацея от всех бед. Почему же автор о них ничего нам не сообщил?

Сюрреализм покашливает, постукивает и помахивает в ткани повествования: мы явственно слышим покашливание тёщи и постукивание соседки, а также ощущаем помахивание чайника и тряпки. Мы видим, как осыпаются буквы с экрана монитора и как сверкают в мозгу автора красные, белые, жёлтые огни. Сюрреализм органично сочетается с просто реализмом: автор указывает точную дату событий, перечисляет блюда русской национальной кухни. За географическое название с натяжкой можно принять название сайта. Но почему о женской одежде не поведал нам автор? В чём была соседка – в понёве цвета наваринского дыма с пламенем или в доломане до колена с кожаным карманом на отлёте? Мы уже никогда об этом не узнаем.

Экзистенциализм в тексте эссе очевиден для всех, достаточно открыть соответствующую энциклопедию. Основные модусы человеческого существования – забота, страх, решимость, совесть – сплетаются мощным узлом в пограничной ситуации борьбы и страдания. Главным экзистенциальным символом выступает Счётчик: он, словно длинная, тупоносая, нанайская лодка медленно проплывает между автором и внешним миром и преобразуется в могущественное сверхсущество, накладывающее на автора ответственность за всё, происходящее в мире: будь то кожаный портмоне в цветущем Тбилиси или строгий портье в олимпийском Сочи.

Мы видим, что автор отнюдь не играет в бирюльки и уж тем более не разводит турусы на колёсах. Каждой строчкой, каждой буквой своего эссе автор выражает львин(н)ый и былин(н)ый протест против вялой, глухой, лишённой всякого умственного интереса жизни. «Через два года повторим…» Площадь материка равна 510 083 000 кв. км. Не знаю, как поставить числительное в нужный падеж. Да оно и не надо. Счётчик не остановится никогда…


P.S. Все права защищены...
26-11-2009 11:17

Кайгородцева Людмила Петровна
Дима, да ты просто наш человек!

Я, собственно, дополнить по вопросам/ответам учителей. Вопросы у них были сложнее, чем в группе "желающих". И комментарии, стало быть, у них более сложные. Там, наверное, была бы в числе последних. Но - зато - как повезло учителям с темой!

Поздравляю Ольгу Юрьевну, Галину Александровну, Наталью Валерьевну, Людмилу Федоровну, Любовь Наумовну, Елену Геннадьевну, Зою Степановну!

Надеюсь, что назвала имена тех, кто украсит своим творчеством десятку.
26-11-2009 13:11

Кайгородцева Людмила Петровна
Дорогие Вера Сергеевна и Ирина Васильевна! Глаза при чтении списка как-то вас не заметили, поэтому не упомянула, но буду болеть за вас всей душой. И дико извиняюсь.
26-11-2009 14:19

Жук Сергей Иванович
Дорогая Людмила!
Это почему же учителям повезло с темой? Она шаблонная и нетворческая. А вот в вашей номинации есть где развернуться слову и духу!
26-11-2009 14:38

Борис Александрович Летучий
А почему же не творческая? Тема задания нетворческая, а тема урока ведь не ограничивается! Представьте себе безукоризненно написанный на полном серьёзе конспект урока по обучению мату. Ведь оценивается не тема урока, а пять других характеристик, перечисленных в условиях...
26-11-2009 15:56

Кайгородцева Людмила Петровна
Уважаемый Сергей! Учителям уже потому повезло, что думать особенно не надо - у всех у них за годы работы в школе наверняка много всяких разработок/разработок. Ну, может быть, только урока про мат еще не было. Они все умеют, полагаю, делать всякие там модные ныне слайд-презентации. Возьмут свои уроки и начнут обшивать стразами.

А у нас-то? Тема публицистическая, а не лингвистическая. Правда, Борис Александрович тут же поправит, что в понятие "культура" входит и язык, на котором говорит нация.

Ой... Хожу по квартире, повторяя: о русской культуре замолвите.. слово замолвите... о русской культуре... слово. Как объять необъятное?..

Пока только печаль в душе и смятение чувств.
26-11-2009 19:02

Балдин Дмитрий Сергеевич

Цитата:
Анекдот мне этот нравится. Если Вы, допустим, Фантомас, то кто Папа?


А он должен сам догадаться.


Цитата:
Дима, да ты просто наш человек!


К сожалению, уважаемая Людмила Петровна, я свой только среди чужих.
26-11-2009 19:04

Балдин Дмитрий Сергеевич

Цитата:
Что ж, кому быть Чеховым, Горьким и Козьмой Прутковым, а кому всего лишь... тихонько пробраться во второй тур.


Уважаемый Борис Александрович!

Ночи не сплю, всё думаю: а Горький-то здесь при чём?
1 2 3 4 5 6 7 8
Гости не могут писать сообщения на форуме. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь