Всероссийский фестиваль русской речи "Русское слово"
Фестивль русской речи Русское слово 2010
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?

Просмотр темы "За культуру"

ФорумКорзинаЗа культуру

Автор

Сообщение

24-11-2009 21:20

Гурьев Андрей Димитриевич

Тоже хочу замолвить... Но в голове моей одни опилки да вопилки...

Дорогой Борис Александрович!

Ваш парадоксальный образ мысли весьма меня вдохновляет. Не могли бы Вы высказать по поводу русской культуры как предмета потребления?

И всех приглашаю.

26-11-2009 20:07

Гурьев Андрей Димитриевич

Однажды где-то что-то как-то вдохновило меня на размышления о языке и моему к нему отношению. Лучше всего мысль проверяется на прочность, когда её пытаешься уложить в прокрустово ложе стихотворной формы; в прозу-то что угодно ляжет – и банальность, и пустышка. (Была бы мысль... Любую фразу В размер стиха уложишь сразу...) Всю-то ночь вскакивал я, чтобы записать очередное четверостишие или поправить прежнее... И вот – кульминационный момент: надо как-то лихо завершить... А мысль не дотягивается. Умишко коротковато... Помнится, уж такой гений – Исаак наш Ньютон – и то как-то откровенно признался: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов». И тут стал я припоминать, что было же на тему русского языка какое-то «стихотворение в прозе»... у Ивана нашего Сергеевича Тургенева... Да:

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Прекрасно сказано. Но как уложить в эту... хорейно-ямбовую строфу? Если сам Иван Сергеич помучился-помучился, да и плюнул? Как тут не впасть в отчаяние? И вот, утомлённый рассудок, оставив бесплодные попытки, прикорнул – и явилось, как озарение:

Только всякий, кто вымолвит криво,
Вмиг получит увесистый втык
За великий, могучий, правдивый
И свободный мой русский язык! ;-)


Да! Не язык мне поддержка и опора нынче, оказывается, а я – ему опора, потому как тяжко ему приходится. Последнее прибежище русского человека нагло разграбляется.

Ну, про состояние оперы-балета вам другие расскажут. Как признался мне тот же Ньютон: «Гипотез не измышляю». А для меня важнейшим из искусств является радио – обычное, проводное, когда-то Всесоюзное, а теперь – «Российское». Угнетает тишина – весь день радио включено – и работается веселей, да и засыпается легче. Только вот: как пережиток «старого тоталитарного режима» выгнали взашей оттудова почти всех профессионалов, дикторов, и набрали развязных, картавых да гнусавых выпускников жур-фак-off. Впрочем, то же и на радио «Маяк», и на телевидении... Но это же – голос России! С дикторами выплеснули и культуру речи. Мало того, что голос порой очень противный; мало, что порой безграмотна речь (хотя и читают по-писаному: «в БУДущем БУДет», «НАИБОЛЕЕ оптимальный», «САМЫЙ максимальный/минимальный», «восемьдесят процентов из СТА», «на автозаводе ”Ниссан” решили эту проблему кААрдинально», «Домингес размышляет не просто над Уездом из России...»). Мало им этого – ещё и пошлые шуточки, идиотское ржание. С утра пораньше – «Взлётная полоса»: «Экипаж “Взлётной полосы” сообщает температуру за бОртом...». Им и невдомёк, что полосы не летают, экипажей и бортОв не имеют. – Интеллигентский трёп на кухне дежуровых-желобковых и их крёстных отцов безмолитвенных с пошловатыми остротами-анекдотами: темы, высосанные из пальца, «аха-уху-гы-гы-гы...» Культурную, вроде бы, передачу о старинной музыке обозвали «БарОчная практика»... – видимо, для приманки дебилов, не отличающих «барокко» от «порока».

Как справедливо отметил первый философ наш (и единственный из оставшихся в живых, похоже) Михаил Веллер, профессионализм у этих журналист-off начисто отсутствует. Целыми днями пережёвывают одни и те же новости второй свежести – и главное, чтобы пыли и шума побольше: плотина рухнула в реку; автобус рухнул в пропасть; «руссо туристо» рухнуло в пропасть с горы Синай (с Урала-то сколько попадало...); свободу Ирине Беленькой-Салонен-Орбакайте! (Русская Клара у прусского Карла... Нет, не кларнет, а ребёнка украла. А перед этим означенный Карл... Нет, не коралл, а ребёнка украл У Клары...) Ещё помер великий артист – это всегда печально. А вот: «вора в законе» Япончика не спасли наши светила медицинской науки, как ни старались – то ли смеяться... С другой стороны, весь цвет российской культуры во главе с её крёстным отцом Иосифом Давидычем за гробом скорбит, отборные силы ОМОНа и «спецназа» гроб тот охраняют. Может, Япончик этот – сверхсекретный разведчик, укравший у Америки национальную идею, четырежды Герой России?

Да и это бы ещё ничегооо... Но алчность начальника радио не знает предела. Девяносто девять и девять десятых эфира пропитано мочеполовой рекламой, паразитирующей на пенсиях стариков наших. Да и молодых запужали: в четырнадцать – импотент, в двадцать пять – «слепой, глухой, безумный – это уж как кому повезёт – старческий маразматик. Позвоните! Закажите по специальной цене! Получите скидку и подарок!». Вот и Татьяна наша Устинова ржёт-не-могёт – кормушку свою берегёт: «А выключите вы радио, и не включайте больше ни-ког-да! Гы-гы-гы...».

Как-то спьяну-сдуру отправил я в президентский портал мольбу: «умоляю, пожалуйста, велите убрать с “Радио России” бесноватую “информацию на правах рекламы” о “лечебных препаратах и аппаратах”, “желудочно-кишечных трактах”... Если на финансирование “Радио России” не хватает денег в бюджете, увеличьте, пожалуйста, налоги с трудящихся (тем более, што третий год безработный), но уберите, пожалуйста, эту грязь, позорящую на весь просвещённый мир имя России». Думаете, не снизошли? – Ха! –

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ: «Сообщаем, что Ваше обращение, поступившее на имя Президента Российской Федерации по информационным системам общего пользования, в соответствии с ч.3 ст.8 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” направлено на рассмотрение в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Консультант департамента письменных обращений граждан А. Ягодкин».

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: «Сообщаем, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” Ваше обращение, поступившее в адрес Минкомсвязь России из Администрации Президента Российской Федерации, направлено в Роспечать. Начальник отдела контроля Департамента организационной и специальной деятельности А.Н. Демьянов».
(А при чём тут Роспечать? – Я про газеты обращался?)

Роспечать: – (ждём-с... не прошло и трёх лет).

Радио (и телевидение) – это и то, «с чего начинается Родина». Это и родная речь, культура-литература, пропаганда, национальная идея... Теперь там идей-культуры-литературы – капли в океане брехни и мошенничества.

Да, последнее прибежище русского человека – библиотека. Оказывается, художественная литература нервишки лечит; а когда инженерная мысль заходит в тупик, возбуждает воображение. Опять-снова спьяну-сдуру отправляю в президентский портал: «Много лет являюсь читателем библиотеки им. Пушкина, что в г. Чебоксары. В последние годы она пополняется: дашковой-робски-“дозорами”-“поттерами” и прочей макулатурой. Нет ни исторической, ни философской литературы, ни ЖЗЛ, ни лауреатов литературных премий. Это политика министерства культуры на дебилизацию народа?» Недавно слыхал: Путин обещал библиотекам помочь. – Ждём-с...

А ещё Петербурга и Москвы мне жалко, и других городов, где новорусские постройки загаживают пейзаж. Старину надо беречь, а новостройки в новых городах строить. Но: «Всюду деньги, деньги, деньги. Всюду деньги господа, А без денег жизнь плохая – Не годится никуда!».

Горят и вырубаются леса.

«...мне думается, что люди пережили или переживают длинный, со времён не только Рима, но Египта, Вавилона, период заблуждения, состоящего в направлении всех сил на матерьяльное преуспеяние, в том, что люди для этого преуспеяния жертвовали своим духовным благом, духовным совершенствованием». (Из дневника Л.Н. Толстого, 1906 г.)

Не мною придумано: кем-то из гигантов мысли и отцов русской демократии; мною только на свой лад высказано:

Мальчишка – чистильщик сапог
В миллионеры выйти смог –
И вот – шумит, над миром рея,
Американская идея:

Мол, если вправду ты умён,
Так заработай миллион $,
А если не случилось так –
Не обижайся уж – дурак.

В России испокон веков
Мы уважали дураков.
У нас другой душевный строй.
Мы ходим «книзу головой».

У «них» душа уходит в пятки,
У нас – в мозги, и всё в порядке:
«Умом Россию не понять»,
«Что я могу ещё сказать...»

Скажу одно: давайте, братцы,
Не подражать американцу,
Не подражать во всём и сдуру –
У нас другое ремесло –
Одолевая в муках Зло,
Нести духовность и культуру.


27-04-2010 15:12

Гурьев Андрей Димитриевич

Так што: расходитесь, граждане – комитет устал.
(Мож, оставим тут для истории сочинения по поводу замолвить слово-то о русской культуре-то?)



29-04-2010 20:44

Борис Александрович Летучий
Ну, устал комитет или нет - мне не очень интересно.

А вот насчет выкладывания сочинений сомневаюсь. В 2008-м году я предложил, да что-то почти никто не выложил - всего человек 5, включая двоих, чьи сочинения выложил с их согласия я.

А в этом - ну, Вы вот написали (в этой ветке 26.11.2009), я выложил, пусть альтернативное и в другой ветке - и всё...

Насчёт о русской культуре как предмете потребления - надо подумать; я ведь высказывался как о предмете потребления о русском языке, а не о всей культуре; обо всей культуре я не думал...
30-04-2010 16:28

Кайгородцева Людмила Петровна
Господа! Выкладывать конкурсные сочинения на форуме нельзя. Опубликованные, они не могут быть приняты к проверке. Вдруг комиссия ещё их почитает. Ну а если нет... Пусть они останутся в авторских коллекциях. Меня так измучила тема, что я даже рада, что моя работа не будет ни проверена, ни оценена, ни предложена на обсуждение.

Петербуржцы, кажется, делали правильно, когда отдавали на проверку трём независимым экспертам. Для последних критериями были, полагаю, самостоятельность мышления, изложения, языковая индивидуальность. Допускаю, что там проверяли не только филологи, но и писатели, философы. На свой индивидуальный взгляд (нравится, задело) они и выставляли баллы.

В Орле проверять будут в основном педагоги разных категорий. Критерии оценок вроде понятные. Но ведь и здесь будет присутствовать личностное приятие - один скажет: тема раскрыта; другой возразит.

Так что - давайте ждать. Счета проплачены. Итог должен быть. Даже отрицательный.
30-04-2010 17:23

Борис Александрович Летучий
Что-то Вы, Людмила Петровна, говорите странное. Почему это выкладывать сочинения нельзя?

Почему это "опубликованные сочинения не могут быть приняты к проверке"? Все сочинения уже приняты к проверке, поскольку были вовремя отосланы по указанному адресу. В условиях II тура не говорилось, что после отсылки эти тексты нельзя публиковать; не говорилось, кстати, и то, что нельзя присылать тексты, публиковавшиеся ранее.

Уж не хотите ли Вы сказать, что конкурсная комиссия может изменить правила задним числом? Если да, сформулируйте своё опасение определённей, пожалуйста.

А если комиссия их уже не почитает... то почему они должны остаться в авторских коллекциях? Почему следует бездоказательно исходить из того, что участники II тура НЕ хотели видеть свои сочинения опубликованными (как на II и III фестивалях) и НЕ хотели ознакомиться с сочинениями других (хотя бы финалистов)?

Какая тема столь измучила Вас и чем? Вам угрожали? Оргкомитет подсылал к Вам наёмных убийц? Вас обязывали выполнять изнурительные физические упражнения? Вроде бы Вы продолжали (и вроде бы и посейчас продолжаете) участвовать в форуме, а значит, не столь уж и измучены...

Петербуржцы говорили, что каждый материал проверяют три человека; так ли это было, я не знаю; независимость экспертов не декларировалась; да, три человека, но сколь они были независимыми - один Бог знает. Какими были их критерии - тоже знает только Бог.

Откуда следует, что в Орле предполагалась проверка силами педагогов (а не, скажем, филологов), я не знаю. Понятны ли критерии оценок? Завидую Вам, если они Вам понятны. Мне, честно говоря, непонятен пресловутый "творческий потенциал", который, как следует из определения ... , перекликается с самостоятельностью мышления (другим критерием оценки), более узок, чем коэффициент интеллекта, и, что главное, может вообще оказаться неуместным в этом конкурсе, поскольку "не обусловливает творческие достижения в артистических, литературных или научных сферах".

А что касается личностного приятия, то оно не может не присутствовать во всех пяти критериях, поскольку мало сказать, что оценивается раскрытость темы, а нужно было ввести шкалу: 1 - тема раскрыта так-то, 2 - тема раскрыта так-то и т. д., а наличие такой шкалы не заявлялось.

Так что - мы можем ждать, можем не ждать, но почему при этом следует не публиковать свои сочинения - ума не приложу. Не бойтесь, Людмила Петровна, я Вас приглашаю.

Другое дело, что, я боюсь, мало кто захочет, но это уже другое дело.
30-04-2010 19:06

Кайгородцева Людмила Петровна
Борис Александрович! Конечно, наёмные убийцы (тьфу, тьфу, тьфу, стучу по дереву) надо мной с топорами не стояли. А тема измучила по следующей причине. Темы II и III фестивалей были сформулированы таким образом, что, раскрывая их, я объяснялась в любви русскому языку как языку, на котором мыслю, который знакомил меня с миром и с собой. Там было едино - язык и личность человека - автора эссе.

Тема IV фестиваля скорее публицистическая, чем филологическая. Измучилась, потому что меня просили порассуждать о столь обширной теме, как если бы я была писательницей или журналистом и знала бы в подробностях какую-нибудь сторону русской культуры (состояние музеев, библиотек, кино или театра, языкового потребления). Специалистом в области какой бы то ни было стороны русской культуры (в духовном плане) мне уже не быть никогда. Мои размышления по поводу темы, мною не знаемой, меня не особо волнующей, натянуты и искусственны. Поэтому я сейчас тихо радуюсь, что итоги не публикуются. Если своей фамилии в списке не увижу - вздохну с облегчением. Не буду клята. Написала и никаких откликов не жду. Главное для меня сейчас, как и тогда, - высказаться. Чтобы кто-нибудь бы прочёл. Знать, что одиночество разделено молчаливым чтением.

Я верю, что если эссе будут сейчас на форуме опубликованы, то к авторам могут быть применены меры дисицплинарного взыскания - хоть об этом участники и не были предупреждены. Как случилось с объявлением продления 1 марта. А потом и исчезновением самого фестиваля. Вы разве не заметили, что его уже нет?

Но попробуйте ещё раз пригласить к публикации эссе. На вновь организованную страницу. Только мне думается, что там не отзывы нужны типа "прекрасно" или "безобразно"; смысл появился бы, если бы мы захотели выяснить феномен - что такое на сегодня "русская культура" хотя бы глазами участников фестиваля. Но такой страницей надо руководить, делать какие-то выводы, комментировать, обобщать. Если Вы хотите стать Координатором, то пробуйте.

Нас на форуме около 5-6 человек. Остальные - есть ли они? За публикацию эссе их ведь не вызовут в Орёл на конкурсы-экскурсии...

Хотелось бы верить, что Ваша инициатива будет поддержана. Удачи!
30-04-2010 19:19

Кайгородцева Людмила Петровна
Другое дело, если затеять разговор о критериях. Так же, как и Вы, не могу понять, что такое "творческий потенциал" участника, как он будет определяться? Не понимаю критерия "самостоятельность суждения". Что в этом мире не было ещё сказано?

И "уровень грамотности". Мой компьютер всё время подчёркивает цитаты писателей. Жму на клавишу, читаю: лексическая несочетаемость (у Гоголя), "нет глагола-сказуемого" в стихотворении О. Мандельштама ("... немного красного вина, немного солнечного мая и, тоненький бисквит ломая, тончайших пальцев белизна"Улыбаюсь. Вдруг среди участников найдутся люди, которые будут ломать/крушить устоявшуюся "грамотность"?.. Вдруг они сами изобретатели - лингвистические игроки/выдумщики?А им в ответ - нарушаете - минус...
30-04-2010 19:20

Борис Александрович Летучий
"Написала и никаких откликов не жду. Главное для меня сейчас, как и тогда, - высказаться. Чтобы кто-нибудь бы прочёл. Знать, что одиночество разделено молчаливым чтением".

Если "высказаться, чтобы кто-нибудь прочёл", то это, казалось бы, на форум. Но я не провоцирую.

А кстати, хотите, чтобы прочёл "кто-нибудь" лично я? Я не член комиссии. Если захотите, то мой адрес у Вас есть. И добрые слова похвалить тоже есть; если понравится, конечно.
30-04-2010 19:29

Борис Александрович Летучий
Уважаемая Людмила Петровна!

Вы скрестили меня с Гурьевым, предложив (видимо, мне - в обращенной ко мне реплике) еще раз попробовать пригласить людей публиковать свои эссе.

Это Гурьев предлагал такое, а я лишь сомневался, что люди это поддержат. Быть может, и правильно сомневался - опубликованных эссей-то нету...
30-04-2010 19:58

Гурьев Андрей Димитриевич

Дорогая Людмила Петровна!

Я-то тем более не знаю в подробностях какую-нибудь сторону русской культуры. Но. Сказки пишут для кого? Песенки для кого? Библиотеки для кого? – Для нас родимых – не всегда и шибко образованных. Кому ж как не нам и высказать-то? А ежели за это ещё баллы поставят – ладно, а нет – так мы своё слово в этой жизни сказали Улыбаюсь

30-04-2010 21:36

Галкина Ольга
Остальные есть, Людмила Петровна. Просто нечего сказать. Так что молчаливо одобрям-с (ну, или не одобрям-с).
30-04-2010 21:44

Борис Александрович Летучий
Что значит "нечего сказать"? Если одобрям-с или неодобрям-с, то это и можно сказать (и, думаю, даже и следует); лучше, конечно, мотивированно.
01-05-2010 05:08

Кайгородцева Людмила Петровна
.................................................. ..
У меня ещё вчера появилась идея получше. Если до 1 сентября не будет движения на объявленном фестивале (дату можем установить сами), то можно сделать следующее. Борис Александрович, Вам придётся взять на себя функции Координатора/Куратора. Участники (пока я имею в виду категорию «Все желающие) вышлют на Ваш почтовый адрес (какой дадите) свои эссе и фотографии. А Вы, Борис Александрович, сделаете диск. Как это было на II фестивале. Но высылать потом нам следует не благотворительно (сколько можно Вам тратиться?), а наложенным платежом. О чём тоже можно договориться заблаговременно. Мне не жалко ни 100, ни 500 рублей. Причём перенести на диск можно все (!!!) присланные сочинения (могут подсоединиться и те, кто не попал во 2-ой тур, но ему есть что сказать). Только в этом случае паззлы сложатся в узор под названием «русская культура» глазами, душой и сердцем участников несостоявшегося IV фестиваля. Все будут счастливы, никто не будет обижен.

И никаких отзывов или присуждения мест… Работы размещать по АВС.

А если мечтать и далее по-русски, по-маниловски… Обратиться непосредственно к Владимиру Олеговичу Потанину. Здесь Вы, Борис Александрович, будете незаменимы – и организовать самостийно общественный орган, сами выбрали бы (через форум) лучшие (?!) работы (голосованием). Выбрали бы город для встречи – Москву к примеру. Составили бы список мероприятий (и круглый стол, и Вечер русского слова силами участников, и маршруты экскурсий бы набросали (каждый день по поездке), и Заключительный Вечер продумали бы… И Дипломы – для всех, как и было… Сами!..

Ну ладно, если не "наш" новый фестиваль, то работы-то можно на диск собрать? Всех участников (сколько пришлют).

Что скажете, господа?
........................................ .............


01-05-2010 11:52

Борис Александрович Летучий
Уважаемая Людмила Петровна!

У Вас опять новая идея, а мы ещё со старыми не разобрались. Давайте-ка подобьём бабки.

Гурьев предложил выложить сочинения на форуме. Вы возразили в том духе, что, дескать, страшновато: накажут (Вы, правда, почему-то не побоялись приложить в другой ветке форума к наблюдаемой нами паузе определение "неприлично", ну да Господь Вам судия). Я пояснил Вам, что бояться нечего: с одной стороны, наказание не обещали, а с другой, сюрпризов уже было столько, что не угадаешь, какой именно кирпич упадёт на голову в следующий момент.

Вы не возразили мне, но и не согласились с изложенным.

Сам я к идее Гурьева отнёсся скептически (о чём и сообщил), однако я разместил своё эссе (пока не конкурсное, но вполне по теме, не шуточное и в заказанном оргкомитетом формате) в дискуссии "О русской культуре...". Другие там шутили, а я-то вовсе нет. И в неприличии никого не обвинял - просто проанализировал подмеченное культурное явление.

Ну, так вот, Вы сама к чему пришли: Вы своё эссе, следуя предложению Гурьева, выкладываете или нет? Здесь и сейчас.

У меня было к Вам и другое предложение: прислать свою статью-размышление лично мне, а я написал бы Вам, что о ней думаю. Вы опять как-то никак не среагировали. Ваше отношение к моему предложению каково?

Теперь о Вашей новой идее с компоновкой диска. Моё отношение к ней - слегка негативное.

Публикация на сайте (даже этом, который, может, завтра и закроется) - это публикация; прочесть опубликованный на сайте материал может даже тот, кто днём раньше и в мыслях не имел читать этот материал. Предлагаемый Вами обмен дисками дает материал только узкому кругу, скажем так, единомышленников. Чем это лучше публикации? Ответьте, пожалуйста, предметно.

Впрочем, я не возражаю против того, чтобы последовать этой идее. Срок давайте назначим 14 мая - чего там ждать сентября, если у всех всё готово! Если 14 мая фестиваль не возрождается, лично Вы либо публикуете здесь на сайте свою конкурсную статью (я публично обещаю последовать Вашему примеру), либо присылаете её мне (а я считаю, что мы начали компоновку диска, о чём публично сообщаю на этом сайте, и копирую в папочку с Вашей статьёй свою). 1 сентября начинается запись и рассылка диска.

С нетерпением жду Ваших действий.

P. S. Что до идеи устроить альтернативный фестиваль, то я о ней подумаю, но пока мне сказать по её поводу нечего. Дело нелёгкое.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Гости не могут писать сообщения на форуме. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь